Западный шоу-бизнес VS Отечественный шоу-бизнес

Имея немалый опыт работы заграницей и уже такой же в России, я не могу обойти стороной сравнительную тему о принципах работы одного и того же рынка в разных условиях. И не смотря на то, что наша страна активно стремиться выйти на международный уровень в данном направлении, пока мы находимся в десятке лидеров только в качестве потребителей. Да, западный рынок зарабатывает на российском больше, чем российский рынок зарабатывает сам на себе. Именно поэтому государство опять делает попытки немного централизовать и слегка монополизировать свои культурные и прочие ресурсы в этой области. Но, к сожалению, такой подход может лишь усугубить ситуацию. Приступим к разбору полетов.

На западе, музыкальный бизнес является точной наукой, как, например, математика или физика. В первую очередь это относится к обучению различным направлениям шоу-бизнеса. В нашей стране вообще уровень и система обучения являются чем-то из ряда вон выходящим. Никто ничему не учит, оценки ставятся непонятно за что, коррупция процветает, а стадо все равно считает наше образование лучшим в мире. Но мы не в Советском Союзе уже давно, и пора бы уже открыть глаза и столкнуться с реалиями нашей жизни. В США понимают, что у любых представителей шоу-бизнеса, таких как вокалисты, инструменталисты, тех. специалисты, продюсеры и прочих имеются четкие и строгие нормативы, которые необходимо знать, понимать, уметь и выполнять. В качестве примера возьмем гипотетического артиста, который, например, пошел участвовать на шоу «Голос». Попадая туда, артист окунается в атмосферу, в которой ему нужно регулярно кому-то нравиться. Помимо этого на него начинают со всех сторон обрушиваться свет, публика, голосования, жесткий график, задачи и куча всего остального. Если артист к этому реально готов, он быстро становится фаворитом, если же нет, он, скорее всего, сломается. В России к такому не готовят, у нас думают, что музыкальный мир – это исключительно творчество, а хорошо петь – это просто попадать в ноты. Давайте разберемся в различиях наших менталитетов и с причинами, по которым они исторически и политически возникли.

Как капиталисты Америки не могут говорить правду перед собственным народом и всем миром, почему они ведут такую внешнюю и внутреннюю политику, так и капиталисты России не могут сказать открыто, чего они хотят. Поэтому в арсенале каждого буржуазного государства имеются десятки буржуазных пиарщиков, которые за деньги хозяев философски обосновывают и внедряют политическую доктрину для простых граждан. Они заворачивают горькую и кровавую пилюлю правды капиталистических интересов в цветную обертку высших человеческих ценностей. Чем выше цели и задачи буржуазного государства, тем наглее ложь. Пример Соединенных Штатов, распространяющих демократию, давно набил оскомину всему мировому сообществу, а некоторые страны американская демократия залила кровью, а их лидеров загнала в могилу. Например, законная «аннексия» Крыма произошла явно не по воле США и, уж, точно не по желанию Украины. Российские геополитические интересы здесь совпали с капиталистическими, и РФ присоединила к себе Крым. А спустя пару месяцев отказалась «аннексировать» Донбасс, что привело к кровопролитной гражданской войне. Значит, какие-то кулуарные «договоренности» между буржуазными правительствами стран существовали, по которым можно присоединить Крым и нельзя присоединить Донбасс? Хотя референдумы бывших территорий Украины и их желания присоединиться к России ничем между собой не отличались.

Как мы понимаем, причинно-следственные связи любых действий зависят от преследуемых целей и возможностей. Это ровно так же относится и к теме музыкальной индустрии, ведь в этом есть такая же политика. За 4 года работы на Warner Music я осознал, что в России вкладывают в музыку слишком много души и слишком мало бизнеса. Не смотря на то, что современное общество постепенно начинает лучше воспринимать ритмичную динамику, чем мелодичную. И это нормальные изменения в процессе эволюции, вкусы всегда менялись, а старшее поколение всегда отзывалось о младшем как о деградирующем. Только благодаря этому общество двигалось вперед и развивалось. И на западе это понимают, там не боятся экспериментировать, пробовать что-то новое и ошибаться. Каждая ошибка ведет к статистическому показателю, а следовательно дальнейшему улучшению результатов. А у нас будут пол века делать одно и тоже, если это еще кто-то хавает, лишь бы не напрягать мозги. Это абсолютно точное выражение без приукрашивания, ведь полвека назад был 1966 год, и мы до сих пор можем лицезреть тот продукт на эстрадной сцене. Самое страшное, что этот продукт не является чем-то ностальгическим, артисты подают его как актуальный материал, даже не пытаясь внести в него что-нибудь современное. Страшно? Так и живем!

А наши «враги» делают историю и не боятся этого. Они фактически формируют все виды искусств и направления их развития в современном мире. Американская музыка оказала огромное влияние на весь мир. Истоки современного рока лежат в музыке американских негров-рабов, и популярный сегодня у молодежи стиль рэп также берет свое начало в песнях чернокожих невольников Северной Америки. Талант многих американских писателей и поэтов безусловно признан во всем мире. С творчеством американских писателей мы знакомимся еще в детстве – редкий мальчишка не зачитывался увлекательнейшими книгами таких американских писателей, как Джеймс Фенимор Купер, Майн Рид и Джек Лондон. Став постарше, мы открывали для себя книги Ирвинга Шоу, Стивена Кинга, Айзека Азимова… но очевидно, американские поэты не очень известны в современной России. Связано это с активной пропагандой нашего правительства против абсолютно любых действий США. Серьезно, когда последний раз по нашим новостям Вы слышали, что в США сделали что-нибудь хорошее? По моему этого не происходило лет 10 уже. Между тем, поэтическое творчество Генри Лонгфелло и Эдгара По не только по достоинству было оценено их современниками по всему миру, но и оказало значительное влияние на формирование в том числе и русской поэзии. Нужно признать это, США – родина всех современных музыкальных направлений, таких как джаз и блюз, кантри и рок, рэп и хип-хоп и т.д. Американские группы и исполнители завоевали миллионы поклонников по всему миру, и даже у нас никто не собирает большие залы, чем американские музыканты. Откуда же у этих пиндосов столько медийной власти и как они ее получили? Ответ сокрыт в истории.

Люди всегда любили развлечения. Еще в древние времена театральные и спортивные зрелища собирали толпы. Древний Рим известен гладиаторскими состязаниями, а если есть спрос – есть и предложение. Желание людей развлекаться обусловило появление всяких организаторов. Закат античной цивилизации отразился «занавесом» и на зрелищных мероприятиях. Христианский аскетизм, получивший широкое распространение в средневековой Европе, вселил в простых людей веру в то, что развлечения и всевозможные зрелища являются, по меньшей мере, постыдным занятием. Эпоха нового времени была ознаменована возрождением зрелищ, которые стали частью сферы услуг и зародили отдельную нишу – индустрию развлечений. Но тогда такие события еще не собирали большого количества публики. Так было до появления музыкального радио и звукозаписывающих устройств в конце 19го – начале 20го века, а после кино и телевидения. История шоу-бизнеса с тех пор начала развиваться еще более активно. Потребности в досуге у людей, живущих в странах «золотого миллиарда» постоянно растут, и для того чтобы их удовлетворить, заграничный шоу-бизнес семимильными шагами движется вперед. С каждым годом ищутся новые способы «угодить» избалованной публике – эпатирующие зрелища и дорогостоящие шоу не обходятся без применения высоких технологий. А у нас продолжается совок, лишь бы не ошибиться с новой темой. Поэтому преуспевают американцы и в создании звезд мировой величины, как среди эстрадных исполнителей, так и в сфере киноиндустрии. Поэтому история шоу бизнеса связана с США очень тесно. И это не удивительно, ведь именно в Америке сосредоточена основная масса крупнейших образовательных центров в области шоу-бизнеса. И там действительно учат этому делу! Если рассматривать коммерческую деятельность в сфере индустрии развлечений в нашей стране, то массовое распространение она получила лишь в 20-м веке. В советское время шоу-бизнесом монопольно правила государственная фирма грамзаписи «Мелодия». В конце 80-х ситуация в корне изменилась. Страна небольшими осторожными шажками двинулась в направлении современного шоу-бизнеса по примеру запада. Тотальный контроль государства в этой сфере постепенно прекратился, и пальма первенства перешла к частным организаторам. С окончанием правления Госконцерта развитие шоу-бизнеса стало происходить стремительно. Активное распространение в конце 80-х-начале 90-х получили такие направления музыки, как рок и альтернатива. Наутилус Помпилиус, Кино, Ддт, Алиса и многие другие рок-исполнители составили серьезную конкуренцию представителям, исполняющих «легкую» музыку и стали настоящей историей шоу бизнеса того времени. Количество жанров с каждым годом начинает расти, как и борьба между попсовыми и альтернативными исполнителями за внимание СМИ и возможность пробиться на большую сцену. Такое противостояние в 90-х порождает появление «жадных до денег» продюсеров и низкокачественных проектов. Но к счастью в это смутное для шоу-бизнеса время были и те, чьи имена гремят и по сей день. Постепенно сфера развлечений набирает обороты. В середине 90-х начинают сниматься клипы, широкое распространение получает реклама на телевидении, в которой все чаще снимаются звезды эстрады. Это же время можно соотнести с расцветом клубной культуры. К концу 90-х история шоу бизнеса вновь поворачивается – происходит пресыщение заполонившей российский шоу-бизнес «примитивщиной» и по стране прокатывается волна ретро-бума. В борьбе с «второсортной» музыкой совершается стремительный шаг вперед – открывается знаменитый канал MTV, работа которого происходит по американским канонам. Новый век отечественный шоу-бизнес встречает, обрамленный глянцем, гламуром и олицетворяющими их песнями группы «Виа гра». Это же время ознаменовалось великой славой группы «Тату», появлением на телевидении передач нового формата — реалити-шоу. Глоток свежего воздуха в российский шоу-бизнес вносит «Фабрика звезд», появившаяся в 2002 году. С целью выделится из массы «однотипных» исполнителей, на сцене появляются фрики, вроде Верки-Сердючки. С появлением людей, любящих поссорить деньгами, шоу-бизнес в России начинает подстраиваться под запросы «богатеньких Буратино» и частым явлением становятся «корпоративки».

Последние годы история шоу бизнеса и индустрия развлечения в нашей стране неразрывно связана со всемирной паутиной — нередким явлением стало появление на большой сцене выходцев из сети. Продолжая свое развитие, российский шоу-бизнес все чаще начинает походить на западный, и, возможно, настанет время, когда будет нам счастье. Хотите больше интересных статей? вступайте в нашу группу в контакте, подписывайтесь на наш сайт и инстаграм, а так же прочие социальные сети. Не будьте занудами, создавайте новую музыку.