Точки монетизации Продукты на музыкальном рынке

В этой статье мы рассмотрим музыкальный рынок исключительно с точки зрения бизнеса. Конечно, советское воспитание и менталитет большей части населения стран СНГ вряд ли позволит людям осознать то, что музыка в двадцать первом веке – это серьезный и стабильный бизнес с огромнейшими ресурсами. Зато все остальные на таких персонажах зарабатывают очень хорошо, и для нас это большой плюс. Важно понимать две вещи: первое – на сколько масштабными являются такие проекты на самом деле; и второе – на сколько крепким стало медийное влияние в мире за последние 60 лет. Ведь крупнейшие продюсеры в наше время зарабатывают не меньше большинства директоров разных нефтяных или газовых предприятий. В этом факте Вам поможет убедиться, например, список самых богатых людей по версии журнала Forbes. А потребителями музыкального бизнеса является более 95% населения земного шара. Только пищевая промышленность имеет более высокие показатели целевой аудитории. Нужны еще аргументы? Разберем детально структурную составляющую музыкального проекта!

На планете Земля за всю историю нашей цивилизации и по сей день существует всего лишь один единственный вид бизнеса, и заключается он в продаже продукта. Любой бизнес-продукт может иметь только одну из двух возможных его подвидов – это товар или услуга. Почти во всех видах предпринимательской деятельности, компания занимается реализацией либо одного, либо второго подвида. Музыкальный бизнес – это один из единичных случаев, где продуктом является и товар и услуга! При этом один и тот же производственный цех создает и собирает множество его различных разновидностей. Теперь перечислим все виды продукта, которые создаются командой артиста, то есть те вещи, на которых артисты зарабатывают. К категории товаров относятся: песни, видеоклипы, альбомы, мерчандайз и различные виды посевной рекламы. К услугам можно отнести шоу-программы, про́дакт-пле́йсмент, скрытая и партнерская реклама. Разберем все эти элементы по порядку.

Песня, видеоклип и альбом – являются объектами авторского права. В наше время почти никто не покупает диски с альбомами, но уверенно растет число коллекционеров раритета, таким образом, сейчас неплохо продаются кассеты и винил. Активным же заработком с этих трех видов товара являются цифровые продажи и авторские отчисления, а также продажи в качестве рингтонов через мобильных операторов и многих других видов прямых продаж. То есть, когда песни используются в качестве саундтреков в кино и сериалах, или радиостанции ротируют песни во время эфиров, за все это артистам и правообладателям положены авторские отчисления. Кто-то, скорее всего, думает, что никто в России нормально не продает музыку через iTunes и прочие digital магазины. Я продаю! Неиспользованные и неизданные песни могут быть перепроданы другим артистам, в конце концов. А в качестве мерчандайза может продаваться вообще что угодно с логотипом исполнителя. И чем выше популярность артиста, тем больше этого «чего угодно» можно продавать. В качестве примера, это могут быть, чашки, кружки, футболки, ручки, флэшки и любые другие бесполезные безделушки, которые миллионы людей с удовольствием покупают, если видят на них логотип, автограф или фото своего кумира. Посевная реклама представляет собой рекламную площадку с конкретной посевной точкой. То есть, любая рекламная публикация в социальных сетях, на сайте исполнителя, в какой-либо другой обозначенной точке является посевной. Это хорошо продается! Любой другой вид рекламы считается скрытым, партнерским или каким угодно другим, только не прямым. Принцип тот же, продается также, только считается не товаром, а услугой, так как отсутствует посевная точка, которую можно потрогать или увидеть. Теперь коротко о шоу-программах. Для дешевых музыкальных жанров – это единственная форма заработка артиста. Для популярных музыкальных направлений – это один из самых активных видов заработка. Заказчик пригласил, артист выступил, все хорошо, самая примитивная и простая для понимания схема работы. Счастье для рэперов!

Теперь углубимся в историю заработка артистов и их представителей, что бы понять, как вообще мы докатились до такой жизни. Наверное, будет справедливо считать началом нашей эры истории шоу-бизнеса период с конца 19го века до начала 20го века. А причиной, изменившей восприятие музыкальной культуры обществом – радиостанции. До их появления отдельные артисты вообще не пользовались популярностью среди обычных гражданских лиц. Они воспринимались публикой примерно так же, как мы сейчас воспринимаем артистов цирка. Мы посещаем этот цирк исключительно ради общего развлечения, а не с целью посмотреть на любимого клоуна. Появление песен в эфирах радиостанций оказало огромнейшее влияние на популяризацию творчества отдельных артистов среди массовой аудитории. И до сих пор ротация песни на радио считается самым важным элементом продвижения аудио материала для артиста абсолютно любой величины от начинающих до эстрадных мэтров. Со временем появилось в мире авторское право, которое стало  защищать правообладателей от посягательств на их собственность. Таким образом, звукозаписывающие компании начали заключать договора с артистами, что бы делить между собой так называемые смежные права. Необходимость в этих правах возникла из-за постоянного использования и присваивания чужого материала различными артистами. На западе пошли по схеме патентного бюро, и структурно использовали ту же самую систему работы и депонирования. Произошло это в заморских краях в середине 50х годов 20го века. И вот, спустя 60 лет, в России тоже смогли реализовать этот вид взаимоотношений между лицензиатами, лицензиарами, держателями и аудиторией. И даже уже почти все доведено до ума, и обещают к началу 2017го года окончательно настроить политику в отношении к авторскому праву. Система в целом выглядит вполне себе понятно, если хотя бы немного разбираться в процессах музыкального рынка. Радиостанции выплачивают авторские отчисление за использование чужой собственности обществам по управлению коллективными правами. В России это РАО, ВАИС и прочие, которые, в свою очередь, перечисляют деньги издательствам или выпускающим лейблам артиста. И уже эти ребята переводят деньги артистам за то, что их песни звучат на радио. Система работает именно в таком виде, все остальное – мошенничество.

Возвращаясь к теме истории еще раз, хочу упомянуть, что после появления эфирных радиостанций (в том числе музыкальных), случился еще один мощнейший прыжок индустрии развлечений вперед. Ознаменовалось данное событие появлением массовой доступности публики к граммофонам. Потребительский рынок рос, и товары, не имеющие никакой ценности, росли в стоимости вместе с появлением рынка ценных бумаг, которые тоже являются не существующими деньгами. Но в то время было очень легко родить спрос на новую нишу среди массовой аудитории. Грампластинки давали людям возможность послушать любимые песни больше одного раза в день в абсолютно любое время. Это было чем-то потрясающим, примерно как появление CD-дисков, которые вмещали до 700Мб информации, или переносных жестких дисков, затем переносных зарядных устройств и т.д. В это время появилось огромное число различных компаний, которые начали выпускать эти грампластинки. Так появляются первые издательства, которые тоже хотят свой кусок пирога и заключают договора с артистами. Носители музыкального товара со временем менялись. Буквально 20 лет назад самым распространенным видом были кассеты, после них диски, а в наше время цифровые магазины. Повторюсь, прямые продажи сейчас тоже являются активным заработком любых правообладателей, кроме русских рэперов. А с учетом появления и контроля авторского права в России, прослеживается хорошо видимая тенденция большого роста спроса на этот продукт, особенно за последний год.

Еще один нюанс, касаемо издателей, выпускающих лейблов и прочих злых дядек, которые посягают на права артистов. До появления интернета, единственным возможным для артиста вариантом продвинуть свое творчество, было подписание всех этих контрактов с передачей авторских прав (в большинстве случаев звукозаписывающей компании). Но сейчас у нас есть интернет, появились пиринговые сети, различные интернет-лейблы получают лицензии на выпуск релизов у цифровых дистрибутивных площадок, и прочая нечисть стала появляться и затуманивать рассудок людей настоящим инфо-перегрузом. Инди-лейблы могут не думать о создании физических носителей, молодые псевдо-продюсеры занимаются посевом материала в социальных сетях, студенты-промоутеры занимаются организацией концертов, и вообще, очень много способов обмануть артиста появилось. Самое смешное в этом во всем, что многие эти пиарщики, занимающиеся только социальными сетями, и другие перечисленные выше персонажи действительно думают, что занимаются правильным делом. Для них нет задачи монетизировать творчество артиста, они уверены, что если песню добавят в аудио и на стену куча разных аккаунтов, все получится само собой. Я очень часто встречаю объявления в стиле «Закажи рекламу у нас, у нас сообщества с аудиторией 300 млн. человек». Самое интересное в этом во всем, что в странах СНГ население на много меньше, не говоря уже об активных пользователях интернета. Это как пиринговые сети, которые школьники активно используют, но большая четверка уверенными шагами закрывает. Тем более, учитывая новый закон о монетизации в социальных сетях, который должен вступить в силу в конце 2016го года, такой посев будет невозможен в его сегодняшнем виде. Возможна ли монетизация творчества в работе с небольшими лейблами? Возможна, конечно, но только если команда этого лейбла понимает, что она делает. Простой пример, группа The Offspring, альбом Smash! Создан и выпущен независимым инди-лейблом, продано более чем 11 млн. копий, 6 раз признавался платиновым.

Способов монетизации у музыкального проекта в современном мире более чем достаточно. Кто-то пишет совместные песни за деньги, кто-то регулярно выступает с кавер-материалом, а кто-то уже ничего нового не делает 15-20 лет, и живет за счет авторских отчислений. В этой теме огромное число мелких нюансов, которые невозможно было уместить в рамки одной статьи, поэтому много информации было подано в обобщенном виде. Более подробно все детали обязательно будут разобраны в последующих статьях, поэтому вступайте в нашу группу в контакте, подписывайтесь на наш сайт и инстаграм, а так же прочие социальные сети. Всем больших заработков и до скорой встречи!