Структура музыкального бизнес-проекта

Как однажды сказал писатель и журналист, известный по роману «Страх и ненависть в Лас Вегасе», Хантер Томпсон: «Музыкальный бизнес – это длинный коридор, где воры и сутенеры свободно бегают, а хорошие люди умирают как собаки. Но есть в музыкальном бизнесе и отрицательные стороны». Учитывая огромную и серьезную конкуренцию в шоу-мире, ни для кого не секрет, что монополисты регулярно съедают всех мелких игроков на рынке. При этом они либо оставляют их себе (если видят потенциал), либо выплевывают в ведро с мусором, навсегда закрывая им возможность для реализации. На сегодняшний день появились серьезные ресурсы, позволяющие независимым музыкантам обходить этих монополистов стороной, но соперничество от этого не исчезло. Теперь определенные конкурентные войны поглощают и самостоятельных музыкантов и независимых продюсеров и многих других представителей рынка, между которыми эти междоусобицы и вспыхивают. Ведь артист или музыкальная группа это просто бизнес, и ничего личного. Давайте разберем, что артист за бизнес-проект такой и с чем его надо кушать?

Начнем с тех представителей рынка, которые отсеиваются самим бизнесом сами по себе, этих людей не нужно считать конкурентами. Большинство начинающих музыкантов полагаются на свое субъективное мнение касаемо музыкального бизнеса, совершенно отказываясь воспринимать факты и статистические данные в качестве аргументов. Такие исполнители никогда не становятся известными и никогда не получают необходимые им договора вообще почти ни с кем. Есть такие артисты, которые создают продукт, ориентированный на перенасыщенный рынок, то есть создают предложение, на которое совершенно отсутствует спрос. Помимо этого, если какой-либо музыкант видит свое будущее на какой-либо другой должности, и рассматривает профессию артиста только если у него что-то «выстрелит», можете смело не воспринимать этого человека ни в каком виде конкуренции. Потому что «выстрелить» может лишь тот артист, у которого музыкальная деятельность является единственным видом работы, которую он для себя видит. Иначе это просто хобби, которое никогда не будет реализовано полноценно. В этот же список отправляйте всех, кто боится вложить копейку в свое будущее, например, такие важные вещи как продукт! Представьте, есть персонажи, которые боятся вложить денег в свой же собственный продукт! Таким пациентам даже объяснять не хочется элементарных вещей, таких как «а как ты собрался зарабатывать без продукта?» или «что ты будешь продвигать или продавать?»!!! Есть и такие, кто не рискует вложить своих средств, но при этом с большой охотой отдались бы в рабство продюсеру за 10%. Об этом даже есть отдельная статья «Как продюсеры обманывают артистов». Всех перечисленных выше людей мы выбрасываем в коробку ненужных и неконкурентоспособных, а теперь перейдем к небольшому анализу музыкального рынка. Данные предоставлены информационным агентством InterMedia и актуальны на середину 2016го года.

Русскоязычный музыкальный рынок официально ежемесячно генерирует в среднем около 3.5 млрд. долларов США. И это лишь то, что можно посчитать законно, без учета пиратских продаж, неофициальных концертов, оплаты за услуги наличными и прочие виды безналогового заработка. Чуть менее 3 000 артистов имеют приблизительно треть миллиарда русскоговорящих слушателей по всему земному шару. В странах СНГ насчитывается более 50 млн. активных потребителей музыкального рынка (в России около 28 млн.). Исходя их вычислений на основе указанных статистических данных, можно предположить, что в среднем активная аудитория музыкального рынка в странах СНГ в среднем расходует 70 долларов США ежемесячно (чуть более 4 000 рублей). Естественно, многие активные потребители тратят гораздо меньше даже будучи активными, но не будем забывать о «мажорах», которые тратят вполне себе приличные суммы на организацию VIP-условий на концерте или дорогостоящие билеты. Подобное вычисление среднестатистических расходов активного потребителя было сделано мной исключительно из любопытства, не более. Уверен, что реальные суммы заработка в этом виде бизнеса намного выше, ведь большая часть музыкального бизнеса в России не учитывается в официальной государственной статистике. Например, в ежегодном отчёте Росстата «Социально-экономические показатели Российской Федерации» концертная деятельность не подлежит отдельному учёту, а указана в общем объёме «прочие коммунальные, социальные и персональные услуги». У музыкального бизнес-проекта на 2016й год существует четыре основных точки монетизации, о которых предварительно говорилось в статье «Точки монетизации музыкального проекта». Для детального разбора каждой из них, конечно, требуется отдельная статья, а в контексте текущей вижу острую необходимость их перечислить. В первую очередь это концертная деятельность, то есть кассовые, закрытые и корпоративные мероприятия с участием артистов музыкальных жанров. Оборот финансового заработка с подобных мероприятий составляет около 60% от общих доходов музыкального рынка. При этом наиболее активными и высокими по заработку в этом виде музыкальной деятельности являются поп-музыканты, которые захватывают почти 50% от заработка со всей концертной деятельности российского музыкального бизнеса. Второй по популярности сейчас является рок-музыка, которая отхватывает чуть менее 30% от заработка со всех концертов в странах СНГ. Оставшиеся 21% делят между собой все остальные направления, в том числе около 8% уходят всем субкультурным жанрам вместе. На втором месте по заработку артистов и проюдюсеров в России находятся продажи песен и альбомов, в основном сейчас это происходит через цифровые дистрибутивные площадки, чуть реже продаются винил и кассеты (за последнее время сильно выросло количество ценителей раритета), и почти совсем не продаются иные виды физических носителей. На третьем месте по объему заработка правообладателей музыкального материала в России сейчас стоят авторские отчисления. И на последнем месте у артистов и продюсеров идет заработок с рекламных продаж (например, продакт плейсмент или прямая реклама). Теперь, когда мы разобрали различные способы заработка музыкальных бизнес-проектов, давайте определим причинно-следственные связи, влияющие и повлиявшие на подобные структурные факты сия бизнеса.

Что собой представляет музыкальный бизнес-проект? Артист или коллектив, создающий материал, ориентированный на определенную целевую аудиторию? Это лишь верхушка айсберга, которую видит публика! А как же работа команды по звуку? А как бы публика все это увидела без маркетингового или концертного отдела? А куда делось огромное число людей и подразделений, о которых регулярно говориться в других статьях на этом сайте? Да, все эти элементы являются обязательным структурным составляющим музыкального бизнес-проекта, который связывает воедино все имеющиеся детали пазла и предоставляют на суд зрителю конечный продукт. Но почему артистам требуется такая огромная команда для нормальной эффективной результативной работы? Неужели так было всегда? Отвечаю, в самом начале творческого пути нет необходимости окружать себя огромной командой, и так было с момента появления первых концертных программ. Для начала необходимо иметь команду, которая создаст артисту материал. В зависимости от Ваших возможностей и таланта их количество и значение могут отличаться. В самых неподготовленных случаях это автор стихов, композитор, аранжировщик и звукорежиссер. В идеале координировать саму запись необходимо репетитору по вокальному мастерству. Но это не совсем тема данной статьи, поэтому двигаемся дальше. Когда материал готов, придется нанять себе PR менеджера и Концертного директора, и это уже совсем не дешевое удовольствие, но иначе нет смысла лезть в музыкальный бизнес. Да, всего двух человек, которые совместными усилиями будут продвигать Ваш материал и продавать Ваши шоу-программы на различные мероприятия. Но потом все равно придется обрастать большой командой, иначе никто не справится с поставленными задачами, особенно на этапе карьерного взлета. Дело все в том, что для полноценного роста независимого артиста, ему требуется составлять конкуренцию мэйджорам, которые сами нередко прогорают. Последний такой случай произошел 4 года назад, когда мировой музыкальный лидер EMI объявил о банкротстве и его отделы были растерзаны между Universal Music и Sony Entertainment. Таким образом «большая четверка» стала «большой тройкой». Кстати, один из хороших способов понять, насколько тот или иной специалист осведомлен о ситуации в шоу-рынке. Многие псевдо-аналитики и прочие псевдо представители рынка до сих пор думают, что мэйджоров на рынке 4. Теперь, зная и понимая все описанное выше, можно перейти к основной теме статьи.

Во главе музыкального бизнес-проекта находится его непосредственный владелец, обычно это продюсер, но если владельцем проекта является сам артист, он делегирует данные обязанности на продюсера. Три основных структурных подразделения, за которыми продюсер следит – это юридический, финансовый и административный подразделения. С юристами, инвесторами, финансистами и бухгалтерами ситуация должна быть вполне понятной, а вот в административную структуру стоит немного углубиться. Главой этого отдела обычно является исполнительный продюсер, либо управляющий, либо администратор. Он руководит и контролирует выполнение производственного отдела, маркетингового отдела, отдела продаж, подрядчиков и контрагентов. Производственный цех – это, фактически, команда по созданию аудио материала. Основная часть необходимых в этом подразделении сотрудников была обозначена в предыдущем абзаце, а их задачи и функции должны быть ясны по названиям их должностей. Автор пишет стихи, композитор – музыку, аранжировщик – аранжировку, звукорежиссер нажимает на кнопочки в студии и двигает рычажки. Вот и весь основной костяк команды, который необходим начинающему независимому артисту в работе над своим продуктом. Для создания клипов, конечно, потребуется режиссер, но такой человек Вам вряд ли потребуется в составе постоянной команды, ибо вряд ли Вы будете загружать его работой более 3х раз в год. Но дружить с таким человеком никто не мешает, это даже полезно. Главное, что бы у него под рукой были операторы, световики, локации, оборудование и прочие страшные режиссерские слова. Вы же хотите красивый клип? Допустим, сделали Вам крутой альбом и красивый клип, что дальше? Дальше отдел маркетинга подключает пиарщика, рекламщика, копирайтера, дизайнера, промоутера и аналитика. По той же самой схеме определяем суть их работы, пиарщик внедряет и работает с общественным мнением, рекламщик рекламирует, копирайтер пишет тексты, дизайнер рисует, промоутер раздает листовки, аналитик анализирует, а масло масленое. Во главе каждого из этих отделов стоит его начальник, в случае с отделом продаж это концертный директор. У него в подчинении может быть один-два букинг менеджера. Именно так выглядит структура независимого музыкального проекта на его взлетном этапе. У мэйджоров дела обстоят немного по-другому, но суть остается той же.

По данным IPFI (международная федерация звукозаписывающей индустрии), на 2015 год инвестиции лейбла из «Большой тройки» в новых артистов, с которыми подписаны контракты, составляли от 500 тысяч до 2 миллионов долларов. Затраты на запись составляли от 150 до 500 тысяч долларов. Крупные звукозаписывающие компании стараются идти в ногу со временем, а потому преобразуют свои бизнес-модели согласно тем правилам, которые диктует цифровой век. И что бы Вам также оставаться в курсе всех новых тенденций, рекомендую вступайте в нашу группу в контакте, подписывайтесь на наш сайт и инстаграм, а так же прочие социальные сети. Вы держитесь тут, всего доброго и хорошего Вам настроения.