Резонаторы Колебательная система

Резонаторы — это полости в организме человека, которые в результате физического явления (резонанса) совпадения частот колебаний, увеличивают силу голоса, рождаемого в связках.

Звук, попадая в эти полости, отталкиваясь от стенок, начинает резонировать, при этом приобретает акустичность, объем, громкость и тембральность. Аналогичный прием происходит при издании звука в пустом помещении.

В вокале используются чаще всего понятия грудного и головного резонирования. Правильное владение резонаторами позволяет использовать акустичность пространства, не прибегая к усиливающим голос техническим приборам ( микрофон, компрессор, усилитель и т.д.). Профессионально поставленный голос окрашивается грудным и головным резонаторами.

Головное резонирование ощущается как вибрация в области лобных и гаймаровых пазух (так сказать  «Петь в маску»). Это резонирование придает голосу легкость, яркость, звонкость и точное интонирование звуков. Грудное резонирование ощущается как вибрации в грудине, резонируют: трахея, бронхи, полости, расположенные ниже головой щели и гортани. Оно придает голосу более плотные и ярко индивидуально окрашенные тембральные краски. При тесситурном перемещении голоса меняются и используемые резонаторы. При исполнении высоких нот вибрации ощущаются в теменной области, при низких — вибрации в груди. Сила  и амплитуда ощущаемых вибраций зависит от типа голоса и от умения  посылать звук, правильно используя резонаторы.

Среди головных резонаторов носоглотка при использовании мягкого неба может изменять размеры. Высокая певческая форманта порядка 3000 ГЦ. При головном резонировании рефлекторно возбуждается деятельность гортанного сфинктера, работа которого облегчает пение. Разработать головной резонатор помогают приемы «мычание» и «нычание».

Твердая атака звука, полное и плотное смыкание голосовых складок, приводит к появлению в голосе высоких частот, которые воспринимаются на слух как металл и звонкость в голосе. При легкой простуженности, насморке певцы часто говорят, что становится легче попасть в головной резонатор. Все зависит от индивидуальных особенностей организма. Не у всех певцов ощущения головного резонирования одинаково сильны. В мужском голосе ощущения вибрато в груди  сохраняется на протяжении полутора октав ( до фальцета), у женского-октава-две. При грудном резонировании связки смыкаются полностью, в звуке появляется мягкость, бархатистость. Мера низких и высоких частот в голосе зависит от высоты тесситуры и типа голоса.

Строение гортани. Ее работа в речи и пении. Органы носоглотки

Гортань  один из главных  органов  в процессе голосообразования. О ее голосообразовательной функции писали еще в Древнем мире. Гортань выполняет несколько функций : защитную, глотательную, дыхательную, голосообразовательную. Она состоит из хрящей,  соединеных  между собой суставами, связками, мышцами. Внутренняя поверхность гортани покрыта слизистой оболочкой. Величину гортани определяет щитовидный хрящ. Размеры мужской и женской гортани различны. Вход в гортань прикрыт надгортанником. Во время пения вход в гортань сужается и прикрывается надгортанником.

В гортани находятся ложные и истинные голосовые складки. Ложные связки находятся чуть выше истинных. Истинные связки, или складки, находятся на уровне мужского кадыка, примерно посередине гортани. Связки образуют голосовую щель, форма которой меняется при произнесении разных звуков и при голосообразовании на разной высоте. В ложных связках расположены железы, которые увлажняют истинные. Внутри и вокруг истинных голосовых связок находятся мышцы, которые  принято называть вокальными. Голосовые связки имеют длину и толщину. Голосовые связки делят полость гортани на два пространства: подсвязочное и надсвязочное. Внешние мышцы гортани соединяют ее вверху с подъязычной костью, внизу — с грудной костью. Эти мышцы могут поднимать и опускать гортань, фиксируя ее певческое и речевое положения. Гортань переходит в трахею внизу, вверху она открывается в глотку.

Во время пения глотка расширяется, создавая дополнительное резонаторное пространство и комфорт в работе голосовым связкам. В глотке находятся миндалины, они  выполняют защитную функцию. В ротовой полости расположены: твердое нёбо, мягкое нёбо с маленьким язычком, миндалины, дуги. Мягкое нёбо пронизано чувствительными нервами. Мышцы мягкого нёба могут поднимать и опускать его. В момент пения у певцов мягкое нёбо полностью перекрывает ход в носоглотку (особенно на высоких нотах). Строение нёбного свода влияет на качество певческого звука. Для голоса благотворна малая протяженность мягкого нёба. Для высоких голосов характерен высокий, узкий, крутой нёбный свод, у низких голосов нёбный свод более пологий.

Зев- часть ротовой полости, образованная дугами, мягким нёбом, снизу — спинкой языка. Зев может сужаться и расширяться. При пении зев расширяется путем приема «зевка». Ощущение «зевка» возникает у человека при естественном зевании. Этот момент можно поймать, представив себе, что вы не хотите показаться невежливым и зеваете «интеллигентно» — с закрытым ртом или представить, что  удивились чему то. Так образуется певческий близкий зевок, при котором мягкое нёбо приподнимается и сохраняет такое положение при пении.

Существуют две теории голосообразования. Первая  — воздух давит под связки в момент выдоха, раздвигая их. Подсвязочное давление уменьшается, и связки вновь смыкаются. Возникают колебания связок. Высота воспроизводимого звука зависит от длины связок и от степени их натяжения. Таким образом, смыкание-размыкание связок зависит только от выдоха. По второй теории — связки смыкаются и размыкаются под влиянием импульсов, идущих из головного мозга. По сути, эти две теории дополняют друг друга.

Регистры. Переходные звуки

Если необученного человека  попросить спеть гамму вверх, то в определенных местах его гортань испытает неудобство, и голос «сломается». Мы услышим как будто два (три — для женских голосов) разных голоса.

Участки диапазона голоса, на которых сохраняется однородное звучание, называются регистрами. Однородное звучание обусловлено работой связок, которая меняется при переходе из одного регистра в другой. Регистровое строение женского и мужского голосов различно, в женском голосе различаются три регистра: грудной, смешанный (микст), головной. Звуки, разделяющие регистры, называются переходными. Для женских голосов они также различны, и их положение зависит от типа голоса.

Женские голоса имеют три регистра и два перехода. Мужские голоса имеют два регистра—грудной и фальцетный — и один переход. В мужском голосе в грудном регистре голосовые связки смыкаются полностью , в фальцетном регистре — черпаловидные хрящи плотно прижимаются друг к другу, а между краями связок образовывается веретенообразная щель. При фальцетном режиме смыкания связок происходит еще и более заметное натягивание их за счет наклона щитовидного хряща перстнещитовидными мышцами. Плотное смыкание связок рождает богатый по тембру и возможностям голос, который может играть красками и силой звучания. Краевое касание связок создает голос более бедный обертонами и более слабый по силе.

Переходные звуки мужских голосов:

бас — до —ре-бемоль —ре первой октавы,

баритон — ми-ми-бемоль первой октавы,

тенор — ми- фа- фа-диез первой октавы.

В женском голосе грудной регистр равен примерно квинте внизу диапазона, у высоких голосов — еще меньше, около терции. Затем идет центральный участок (микст), выше второго перехода — головной регистр.

Переходные звуки женских голосов:

сопрано — ми- фа -фа-диез первой и второй октав,

меццо-сопрано — до — до-диез -ре первой и второй октав.

Чем ниже голос, тем ниже расположены переходные ноты. Наличие природного микстового регистра — принципиальное отличие женского голоса от мужского.

При наблюдении трахеи видно, что голосообразование происходит так: сначала сближаются верхние края голосовых связок, и подскладочное пространство приобретает форму конуса с верхушкой в голосовой щели. Воздух при выдохе увлекает за собой слизистую оболочку подскладочного простанства, к верху голосовой щели передаются волнообразные колебания. Под давлением воздуха голосовая щель становится эллипсовидной, она заполняется смещенной слизистой оболочкой. Наиболее сильно вибрация смещенной слизистой происходит в середине эллипсовидной щели, где, как правило, и возникают певческие узелки.

Предпочтительнее мягкая атака и нефорсированное дыхание.  Регистры голоса существуют от природы, в речи и пении имеют единый физиологический механизм, но границы их могут смещаться. Регистры, прежде всего, различаются по плотности смыкания голосовых связок. Поэтому логично было говорить о фальцетном регистре, где нет полного смыкания голосовых связок, а есть веретенообразная голосовая щель, на нефальцетном регистре меняется степень — глубина смыкания связок.

Прикрытие.

Для выравнивания звучания верхней части диапазона применяется техника прикрытия. Прикрытие-  соединение техники микстования или смешения голоса при опорном, пении и техники затемнения, т.е. выработки в верхней части диапазона затемненного звучания, подобно букве» у». Для получения такого звучания сначала округляют звук путем пения на о, а затем затемняют звук, добавляя букву у. В работе гортани в момент прикрытия есть изменения: на открытом грудном звучании надгортанник опущен, наклонен назад, и вход в гортань сужен.

При прикрытии более заметным становится расширение нижней части глотки, образуется обширная полость, создающая сильный импенданс. Корень языка при этом сдвигается вперед, и гортань у большинства певцов опускается.

Возникают, ощущения «открытого горла» и «купола» в области твердого нёба. Для выработки прикрытого звучания на верхнем участке диапазона можно выделить несколько подходов. Первый подход: прикрытое звучание находится на верхнем участке диапазона или на переходных нотах, затем это звучание распространяется на все звуки диапазона.

Второй подход: поиск смешанного звучания на нижней части диапазона и распространение его по всему диапазону. Для этого в нижней части диапазона на пиано добиваются фальцетного звучания, затем подключают естественное грудное звучание, образуется микстовое звучание, которое затем  распространяют на весь диапазон. Если при смешанном голосообразовании превалирует фальцетное звучание, то голос звучит облегченно, прозрачно, близко к чистому фальцету. Если при смешанном голосообразовании превалирует грудной характер работы связок, то голос становится богаче обертонами, «мясистее», крепче, выразительнее. Вообще певец должен владеть обоими механизмами голосообразования — фальцетным и грудным — и воспроизводить их на соответствующих участках диапазона.