Работа независимого артиста с музыкальным лейблом

В отечественном музыкальном бизнесе в последнее время можно заметить активный подъем независимых музыкантов, не связанных контрактом с продюсерскими центрами. Еще буквально десять лет назад такие вещи казались бы абсурдными, ибо это было возможно исключительно в узком кругу поднимающихся субкультурных жанров. Связаны такие изменения в шоу-бизнесе с окончательной монополизацией музыкального рынка мировыми мэйджорами, что является и плюсом и, одновременно, минусом для этого вида деятельности. Бесспорным плюсом является факт того, что советские методы работы с артистами к концу 2016го года постепенно начинают исчезать из видимого поля зрения, и даже такие мэтры отечественного шоу-рынка, как, например, Фадеев или Меладзе уверенными шагами переходят на западную схему работы. Основным минусом монополии является полноценный централизованный системный контроль творческого рынка, а это уже можно считать смертным грехом. Давайте разберем этот вопрос изнутри.

Копать эту яму лучше всего с того, как вообще в Советском Союзе появилась контрактная работа с артистом, ибо ноги растут именно отсюда. В те времена, благодаря Рок’н’роллу, США уверенным темпом захватывали мировой шоу-рынок. Наша сверхдержава, конечно же, не хотела оставаться в стороне и делала попытки отхватить свой кусок пирога в этой индустрии. Заморские товарищи уже тогда работали с артистами по принципу, на который мы начинаем свой переход только сейчас, и вот в чем он заключался. Артист отдельными договорами ставил свою подпись с продюсером (там продюсер – это человек, отвечающий за создание продукта), промо-группой, менеджером (у нас это директор) и выпускающим лейблом (в нашем случае, издательством). При этом, правообладателем материала мог быть абсолютно любой персонаж или команда из представленных, в том числе и сам артист. Каждый из этих лиц имел свои интересы, они могли быть либо долевые, либо фиксированные. Не знаю, почему пишу об этом в прошедшем времени, ведь до сих пор такая схема работы актуальна на западе. Для советского человека, подобный вид взаимодействий был слишком запутанным и плохо контролируемым, поэтому наши предшественники в музыкальном бизнесе решили пойти путем наименьшего сопротивления и максимального контроля цензуры и прочей деятельности артистов. Продюсера сделали ответственным за всю хурму от начала и до конца, артиста – пешкой, инструментом, машиной для производства продукта на заводе. За весь завод (студия звукозаписи, авторы, композиторы, аранжировщики, звукорежиссеры, музыканты и прочий персонал) так же отвечал продюсер, за управление маркетинговым отделом отвечал он же самый, и за дальнейшую реализацию, как Вы уже наверно догадались, нес ответственность тот же самый человек. Плохо было продюсерам в самом начале этого всего, поэтому начали искать они различные хитрости, что бы облегчить свою жизнь. Так в нашем шоу-бизнесе появились халтура, безответственность и абсолютное неуважение к артисту со стороны его руководства. А потом СССР развалился, начались 90е, и у продюсеров в руках оказалась бесконтрольная и безнаказанная власть. Таким образом, мы и докатились до такой жизни, но совсем недавно появился свет в конце тоннеля. Именно об этом мы сейчас и поговорим.

Появление представителей западных музыкальных лейблов в России изначально подразумевало исключительно преследование авторских интересов у заморских артистов и правообладателей на территории нашей страны. Однако за последние годы увеличивается тенденция, при которой различные известные артисты, после долгой работы с отечественными продюсерами, начали подписывать договора о выпуске своего материала у представителей мировых мейджоров. При этом они избавлялись от рабских оков и существуют по сей день как независимые артисты. В их число сейчас входят такие артисты как Елка, Бьянка, Алексей Воробьев, Джиган и многие другие представители эстрадной сцены. У каждого из них своя собственная команда, они являются независимыми артистами, а выпускающий лейбл они используют исключительно в качестве издательства для своего продукта. Тогда наши продюсерские компании осознали, что таким образом скоро потеряют своих артистов, ибо для них появились более выгодные условия сотрудничества. Как только к продюсерам пришло понимание сего факта, резко вдруг появились отечественные издательства, дистрибьюторы и прочие выпускающие компании и филиалы, которые не заковывают артистов в контрактные цепи и наручники. Советский БДСМ-стиль в шоу-бизнесе стал теперь далеко не единственным средством продвижения музыкальных исполнителей, но только вот распространяться об этом никто до сих пор не хочет. Самые прошаренные музыканты все-таки находят информацию о таком методе работы, но только вот методичное SEO-продвижение «наших» представителей в Рунете демонстрирует пользователям именно «наши» каналы по взаимодействию в данном ключе. Но даже это уже не так плохо, как было раньше. Теперь артист может самостоятельно работать с нужным ему коллективом по созданию звука, подбирать самостоятельно команду по созданию видео-материала, команду по продвижению своего продукта и имени, а так же все остальные команды, необходимые для реализации всех своих целей и планов. Для тех исполнителей, кто не сильно «рубит фишку» в бизнес-процессах и шоу-рынке, появилась возможность нанимать продюсеров за фиксированную абонентскую плату, не подписываясь на отказ от авторских прав и тотальные ограничения в своей деятельности. Такие продюсеры подбирают команду артистам, согласовывая и руководя их деятельностью непосредственно совместно с правообладателем, которым является сам музыкант. Ура, наступил 21й век, и мы почти добились того, что в США было организовано в 50х годах 20го века. Теперь углубимся в инструкции по реализации подобных вещей.

Стандартный образец схемы любого цикла работы с артистом имеет следующие основные этапы:
1. Создание (или переосмысление) образа и модели поведения (Имидж);
2. Вокальные, сценические и прочие занятия (Репетиции);
3. Создание аудио и видео материала (Продукт);
4. Подготовка танцевальных, сюжетных и других номеров (Упаковка продукта);
5. Выпуск и продвижение продукта (Промоушн);
6. Продажи шоу-программ, продажа рекламы (например, product placement) и роялти с авторских отчислений (Монетизация).

Задача этой статьи – указать на возможные схемы работы по этим направлениям с продюсерами и выпускающими лейблами, а также разобрать возможные виды взаимодействия в именно данном ключе, поэтому многие возможные варианты работы артиста тут не будут учтены (касается работы с другими представителями рынка или полностью самостоятельного движения). Приступим.

Начнем, пожалуй, с того, что именно делает выпускающий лейбл? В современных условиях музыкальные лейблы (и даже мэйджоры) занимаются лишь выпуском и дистрибьюцией продукта на цифровых и физических платформах. Конечно, это подкреплено небольшим промоушном непосредственно продаваемого продукта, ведь все хотят кушать. Имеет смысл начинающим артистам подписывать договор с такими издательствами о передаче смежных или исключительных прав на каждый отдельный релиз. При этом в большинстве случаев они захотят забрать у Вас 30% от заработка с авторских отчислений. Не удивляйтесь, по состоянию на 2016й год у нас в стране уже есть авторское право и закон действительно начинает работать, поэтому официально заявляю, что зарабатывать на авторском праве у нас в стране стало возможно, я сам это делаю со своими артистами. Обязательно уточните, занимается ли лейбл распространением материала по радиостанциям? От этого зависит, ляжет ли эта задача на Вашу PR-команду. Вообще, нужно детально понимать, чем будет заниматься этот Ваш лейбл? Потому что разные компании на российском музыкальном рынке делают все по-разному. Да, я сказал, что ситуация с независимостью артистов в стране стала на много лучше, но я не говорил, что все стало очень хорошо. Поэтому все еще остается необходимость самостоятельно и с большим вниманием контролировать административные вопросы по всем направлениям работы во время всего ее процесса.

Теперь продюсер! Всю остальную работу, а это в данном случае – работа над имиджем, проведение репетиций, создание продукта, его подготовка и обкатка – ложиться на этого человека. Она и так всегда была его заботой в нашей стране, только в этом случае Вы сами утверждаете те или иные его решения. Вопрос ценообразования может быть абсолютно разным и зависеть от множества различных факторов. Во-первых, включает ли гонорар продюсера расходные составляющие или же гонорар – это непосредственно оплата труда продюсера, а все расходы Вы покрываете отдельно. Во-вторых, наличие у продюсера налаженных связей (медийных и государственных) и собственной команды (по каждому отдельному направлению). От этого ценник может меняться в геометрической прогрессии, но и результат будет достигаться с соответствующей интенсивностью. Такой продюсер поможет Вам подобрать всю необходимую команду, согласует все этапы взаимодействия с ней и проконтролирует сроки выполнения каждой конкретной задачи. Это ли не счастье? Только будьте осторожны в выборе продюсера, на что нужно обращать внимание при его выборе, предварительно описано в статье «Как продюсеры обманывают артистов».

Мы очень надеемся, что обладая этими знаниями, Вы сможете более эффективно и результативно отрабатывать деятельность артиста на всех этапах. Больше информации о мире шоу-бизнеса и секретах внедрения в него можно найти в других наших статьях. И, что бы их не пропустить, вступайте в нашу группу в контакте, подписывайтесь на наш сайт и инстаграм, а так же прочие социальные сети. Желаем всем выгодных сделок и надежных партнеров, всего доброго!