Певческое дыхание Опора звука

Дыхание является одним из основных факторов голосообразования. В нашей обычной жизни мы не задумываемся над тем, как дышим. Этот процесс организм осуществляет автоматически и в разговорной речи: при вдохе объем грудной клетки увеличивается, и легкие заполняются воздухом, выдох также происходит автоматически, когда организму необходимо избавиться от использованного воздуха.Во время пения процесс дыхания организован иначе. Перед певцом встают задачи длительной фонации, обычно значительно более громкой, чем в речи. Дыхание является двигательной силой, приводящей в действие голосовой аппарат. Все виды певческой техники напрямую зависят от владения дыханием. Для формирования певческого голоса необходимо выработать особую координацию в работе голосового аппарата, которая должна обеспечить длительную, громкую и высококачественную фонацию, что может обеспечить только сознательный контроль скорости вдоха, количества вдыхаемого воздуха и продолжительности выдоха.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дыхание (respiratio) – процесс, обеспечивающий поступление в организм кислорода, использование его в жизненных процессах и удаление из организма углекислого газа. В состоянии покоя человек совершает примерно 14 дыхательных движений в минуту. При физической нагрузке минутный объем дыхания может достигать 120 литров. Максимально глубокий вдох и выдох составляют около 2000 миллилитров воздуха. Остаточный объем легких (около 1500 мл) – воздух, остающийся в легких после максимального выдоха. Функциональная остаточная емкость легких (примерно 3000 мл) – воздух, остающийся в легких после спокойного выдоха. Обычно без дыхательной функции человек может прожить 5-7 минут, далее следуют потеря сознания, необратимые изменения в мозге и смерть. Воздух попадает в легкие из носоглотки через гортань и трахеобронхиальное древо. Циркуляция воздуха обеспечивается дыхательной мускулатурой, производящей набор и удаление воздуха из легких. Воздух поступает в легкие, грудная клетка расширяется, купол диафрагмы сокращается и опускается, давя на содержимое брюшной полости, живот вследствие вдоха подается вперед.

Трахея представляет собой полую трубку длиною около 15 см, проходящую в грудную полость и разделяющуюся на правый и левый главные бронхи, которые, многократно делясь, составляют бронхиальное дерево, по которому воздух проводится к легочной ткани. Легкие не имеют мышц и сами расширяться не могут. Вдох производится благодаря движению в стороны и поднятию грудной клетки, а также опусканию диафрагмы. Легкие пассивно следуют за грудными стенками и диафрагмой в стороны и вниз, за счет чего воздух входит в трахеобронхиальное дерево.

Диафрагма (грудобрюшная преграда) представляет собой мышцу сложной формы, напоминающую купол. Прикрепляется к стенкам полости тела спереди, по краю реберной дуги и боковым задним отделам полости тела. При сокращении мышечных волокон купол диафрагмы становится площе, оттягивается вниз (акт вдоха), при расслаблении мышечных волокон диафрагмы купол ее поднимается (акт выдоха).

Со стороны нервной системы дыхание имеет двойное управление: произвольное и непроизвольное. С одной стороны, мы можем произвольно управлять дыхательными движениями: дышать часто или медленно, глубоко или поверхностно, можем задерживать дыхание, можем заставлять себя дышать только животом или исключив живот из процесса и т.д. С другой стороны, существует непроизвольная система, регулирующая процесс дыхания: вдох и выдох совершаются ритмично, равномерно без нашего вмешательства в это регулирование. Таким образом, говоря о дыхании, необходимо учитывать, что оно имеет произвольно-непроизвольную систему управления и обладает большой приспособляемостью в зависимости от ставящихся перед организмом задач. При обычной жизни перед дыхательным аппаратом стоит только одна задача – целесообразный газообмен крови. При речевой фонации появляются новые, сложные задачи.

Для верного вокального дыхания важно правильное положение корпуса. Спина должна быть прямая, а поясничный отдел хорошо прогнут.

В дыхательном процессе задействованы многие группы мышц .Непосредственно дыхательные движения производят диафрагма и межреберная мускулатура. Диафрагма в этом процессе играет важнейшую роль.Именно ее работа создает отрицательное давление в грудной клетке, благодаря чему воздух входит в легкие. Мышцы вдоха выдоха работают по принципу антагонистов. Когда диафрагма сокращается ( опускается), мышцы брюшного пресса расслабляются, живот подается вперед .При активном вдохе брюшной пресс сокращается , а диафрагма расслабляется, поднимаясь под действием внутрибрюшного давления вверх.

Типы дыхания:

Дыхание является двигательной силой приводящей в действие голосовой аппарат. Обычно люди пользуются смешанным дыханием, в котором участвуют грудная клетка и диафрагма.В пении перед исполнителем стоит сразу много задач, поэтому дыхание приспосабливается к общему процессу. Грудное или ключичное дыхание Дыхание производится в верхний отдел грудной клетки, диафрагма выключена из процесса, мышцы пресса не задействованы. Ключицы и плечи при этом поднимаются, живот втягивается. Этот тип дыхания не приспособлен для пения, так как процесс выдоха не контролируется мышцами. Брюшное дыхание, абдоминальное При вдохе грудная клетка остается неподвижной, а живот несколько выдвигается вперед. Этот тип дыхания свойственен мужчинам. Груднодиафрагмальное ( смешанное дыхание) В процессе дыхания участвуют в равной степени грудь, диафрагма и верхняя часть брюшной полости. При таком типе дыхания ребра расширяются в стороны, диафрагма опускается вниз, а стенки живота выдвигаются вперед.Плечи и верхняя часть грудной клетки находятся в ровном неподвижном состоянии. Этот тип дыхания является наиболее приемлемым для пения и наиболее распространенным . Объем воздуха при нем увеличивается , а мышцы пресса поддерживают дыхание, создают воздушную подушку, создавая при этом правильную координацию голосового аппарата. Во время пения выдох всегда длиннее вдоха, вдох происходит на расслабленные мышцы живота и мгновенно, а выдох на фиксированных мышцах, «удерживаемый» выдох Перед дыхательными органами во время пения стоит задача четкой координации подачи воздуха со всеми другими отделами голосового аппарата. Чтобы добиться этого, необходима правильная и систематическая тренировка. Но дыхание варьируется в связи с характером произведения и манерой исполнения. Как голос и его подача меняется для передачи особенностей песни, так и дыхание приспосабливается к исполняемому материалу. Организация певческого вдоха и выдоха Вдох выполняет сразу две функции: наполнение воздухом легких и активизация голосового аппарата. Вдох смешанный , энергичный, глубокий и полный. Ребра при вдохе раздвигаются в стороны, Диафрагма опускается , выдвигая при этом верхний отдел брюшной полости, мышцы живота расслабленные. Вдох берется с ощущение полузевка. При помощи полузевка мягкое небо поднимается, при этом расширяется полость глотки, увеличивая ее резонаторную способность и создает правильную округлую и высокую позицию для формирования звука. Рекомендации Вдох происходит на расслабленные мышцы пресса Вдох происходит сознательно и контролируется Тело имеет правильную опору, корпус фиксированный, спина прямая Вдох активный , на полузевке Воздуха берется оптимальное колличество, не должно быть переизбытка воздуха                       ( регулируется индивидуально) Вдох производится чуть заранее перед началом фонации Излишек дыхания можно сбрасывать в конце музыкальных фраз, прежде чем взять новый вдох. Выдох имеет большое значение для образования качественной фонации. От качественного выдоха зависит качество звука, ровность голосоведения. Выдох контролируется мышцами пресса, мышцы как бы выжимают воздух, создавая давление, благодаря которому образуется опора звука. Диафрагма при выдохе поднимается, а передняя стенка живота втягивается. Перед тем как подать звук, глотка и полость рта принимает форму будущей фонации. Мягкое небо приподнимается                 ( полузевок), нижняя челюсть легко открывается вниз и чуть вперед. В зависимости от характера произведения и от определенных вокальных штрихов дыхание может подаваться плавно, либо толчками, создаваемыми работой диафрагмы. Мышцы живота и диафрагма регулирует певческий выдох, а грудная клетка делает его объемным. Рекомендации Процесс выдоха происходит при фиксированных мышцах живота После вдоха нужно сделать мгновенную задержку дыхания Выдох происходит под давлением, собранной струей Певческий объем грудной клетки не должен опадать при вдохе Остаток дыхания выдыхается ( сбрасывается) после музыкальной фразы, перед новым набором воздуха.