Кто нужен артисту на сцене

Мы все прекрасно знаем, что музыкальный менеджер (он же — продюсер, раз уж мы в России) отвечает за принятие всех внутренних и внешних решений и взаимодействий музыкального проекта, а так же за организацию гастрольных туров и независимых перформансов, промоушн, осуществление всех коммерческих сделок артистов и прочую административную составляющую работы. Пиарщики и небольшие независимые продюсеры на территории Российской Федерации зачастую выполняют должностные обязанности пресс-службы, промоутеров, рекламщиков, букинг-менеджеров, администратора, финансиста, организатора туров, и оченб часто личного консультанта. Большинство этих пунктов не согласованы в краткосрочных контрактах (менее 3 лет), из-за чего регулярно происходят конфликты между сторонами. В сегодняшней статье мы познакомимся с командой гастролеров, которые остаются в тени на концертах артистов, но играют крайне важную роль во всем этом процессе.

Команда звука. В полном составе сюда входят звукорежиссер, инструментальная группа, диджеи и бэк-вокалисты. Звукорежиссер отвечает за выполнение всей звуковой составляющей технического райдера, а так же за стабильную игру и наиболее качественное звучание во время выступления своего коллектива. А значит, ему нужно настроить и согласовать звучание каждого инструмента и микрофона во время саундчека, и поддерживать наилучшее качество на протяжении всего концерта. Для протокола, саундчек и концерт в сумме могут длиться до трех часов. И, кстати, все остальные члены команды звука работают примерно только же по времени и в этот же период. Даже главный солист музыкального коллектива столько не теребит свои связки, сколько это делают со своими инструментами остальные члены команды. Бэк-вокалисты обычно репетируют полноценные партии во время всего саундчека, а иногда просто распевается с солистом в гримерке. Диджеи в этой истории самые халтурщики, но не нужно недооценивать их вклад. Опытные музыканты прекрасно понимают истинный смысл и необходимость в каждой мелкой детали любой песни и любого выступления. Начиная от интересных переходов, красивых скретчей и вставок сэмплов, до различных возможных вариантов креативной игры. Например, диджей Reznikov, официальный «ремиксер» лэйбла Black Star Inc на своих выступлениях внезапно начинает играть то ли на аккордионе, то ли на баяне, и выглядит это (как в принципе и звучит) крайне эффектно. Инструменталисты могут включать в свой состав барабанщика, гитариста, басиста и клавишника. Периодически к этому списку прибавляются струнные (например скрипка/виолончель и т.д.), духовые (например саксофонист) или другие возможные инструменты со своими владельцами. За пределами сцены все эти персонажи тоже работают. Только один звукорежиссер может звукорежиссерить вне зависимости от материала, с которым работаем во время выступлений. Всем остальным приходится активно и регулярно репетировать материал артиста, особенно когда выходит новый. Бэк-вокалист, не смотря на частичное участие в живых перформансах песен артиста, обязан знать каждую букву всех композиций от и до. Инструменталисты, конечно же могут импровизировать чуть больше, чем бэк-вокалисты, но косячить им все равно запрещается. У диджея тут халтура, и чем лучше выше его уровень и профессионализм, тем больше халтуры и творческой импровизации ему дозволено. Не жизнь, а счастье!

Тур-менеджер. Этот бедолага обязан знать наизусть каждую запятую в бытовом и техническом райдерах артистов своего нанимателя. Более того, он должен следить за выполнением мельчайших подробностей по каждому пункту этих документов. То есть, если вдруг у артиста в бытовом райдере на завтрак указан омлет из трех отборных яиц и обезжиренного молока с двумя косяками, а предоставлена была глазунья и один косяк, тур-менеджера обязательно накажут за то, что не проследил. И не дай бог он забудет прихватить телефон артиста, который тот забудет в гримерке. Если Вам вдруг показалось, что работа сия не пыльная и главное просто быть внимательным, сейчас перечислим все ее составляющие. Перелет/переезд должны быть организованы на каждого члена команды, который участвует в туре или независимом концерте. К такому транспорту имеются определенные требования, которые должны обязательно быть выполнены. Например, билет не ниже бизнес-класса или отдельное купэ для вокалиста и тур-менеджера. По прилету/приезду в населенный пункт назначения главных героев торжества (музыкального коллектива) обязаны встретить на надлежащем внутрегородском транспорте. Большой коллектив с большим багажом обычно встречают на минивэнах, микроавтобусах, трейлерах или нужном количестве пассажирских автомобилей. При этом, транспортное средство так же должно отвечать определенным минимальным требованиям. Условия размещения и проживания артиста обязательно должны соответствовать описанному в бытовом райдере списку минимальных требований. Обычно, это трех или четырех разовое питание каждого участника музыкального коллектива на выезде и условия к гостиничным номерам, квартирам или комнатам. На самой площадке тур-менеджер следит за выполнением необходимых условий звукорежиссера, каждого инструменталиста и прочих персонажей. Помимо этого на сцене могут быть вспомогательные технические и человеческие дополнения, и за всем этим тоже важно следить. Ну, и самое главное, проследить за выполнением всех финансовых обязательств между заказчиком и нанимателем. Заказчик, в нашем случае — это организатор концерта, а наниматель — это артист, его продюсер или менеджер.

Прочие. Танцоры и актеры — очень классные ребята, которые пашут не меньше самого артиста вне и во время выступления, а, зачастую, даже больше. Они, как инструменталисты, должны регулярно репетировать свои танцевальные или прочие номера. Зачастую, они сами его придумывают, режиссируют и хореографируют (я не знаю правильное написание этого слова, а гуглить желания нет совершенно). Помимо собственных тренировок и репетиций они занимаются тем же самым с артистом, которого важно терпеть. Терпеть его, кстати, нужно всем, это нормально. Вместе со всеми им нужно будет проснуться в указанное время и со всеми своими причиндалами выбежать на общее построение, как на военной поверке. В дополнение к этому списку присоединяются водители, охранники, массажистки, гримеры, уборщицы и прочая шерсть шикарной жизни, чьи функции и задачи просты как сама простота. Как же вся эта заморская движуха сформировалась  на территории пост-советского пространства?

Долгое время в нашей стране власть была социалистической и все отношения в стране регулировались государством, не существовало свободной конкуренции, такие понятия как спрос и предложения были неактуальны и неприменимы. Музыкальный рынок также был монополизирован государством, и все его сферы деятельности, в том числе гастрольная. Гастрольные туры организовывались в строгих рамках пятилетних планов, созданных и утвержденных правительством для всех региональных и республиканских концертных площадок. С момента распада Советского Союза ситуация перевернулась в корне. Клубы и бары оказались в совершенно неизвестной и непонятной для них ситуации, а их руководство было вынуждено продолжать работу, финансовая поддержка государства временно прекратилась, да и людям было не до развлечений какое-то время. Спрос исчез. Для большинства заведений это был тяжелейший рыночный кризис — большинство и вовсе закрылось. Но со временем ситуация менялась, бизнесмены 90х годов стали приживаться в современных условиях рынка, появилась независимая гастрольная активность, ориентировавшаяся на западный опыт. Клубы и бары стали налаживать взаимодействия с первыми независимыми организаторами, которые устраивали музыкальные фестивали и концерты. Для клубных и концертных площадок и музыкальных коллективов в России, гастроли — это возможность установления новых медийных и прочих связей, нацеленных на взаимовыгодное сотрудничество. Поездка в другую, зачастую незнакомую, местность — это настоящий экзамен для всех участников гастролей, для творческих работников это новый зритель со своими вкусами и предпочтениями, для организаторов — неизведанная местность, где нужно организовать условия для работы и для проживания. Но русский человек научился выживать в условиях 90х, и ему снова захотелось развлечений. С появлением активного спроса в индустрии развлечений появились и музыкальные предложения. С ростом предложений появилась и развивалась конкуренция. Пока ниша была занята мало, старые монополисты имели конкурентное преимущество. Именно тогда наш шоу-бизнес в очередной раз осознал важность и эффектность элементов шоу и технических объемов в любых перформансах. Брынчать на инструментах наши уже умели, тур-менеджеры научились подстраиваться под условия работы с независимыми заказчиками, звукорежиссура тоже с горем на пополам уже существовала. Только в советское время вся эта структура контролировалась централизованной властью, а в 90х все пошло на самотек. Да и малиновые пиджаки не давали нормально сосредоточиться на работе, поэтому все происходило тяп-ляп. Вот сегодня мы и получаем не до конца слепленную систему гастрольной работы, с отголосками 90х, менталитета русского человека и желанием делать все как в Америке.

Мораль сей басни такова, в вопросах организации гастролей лучше работать с продюсерским центром или организаторами, зарекомендовавшими себя, как гарантами качества. Да и команду эту артисту лучше всего смогут подобрать профессионалы, которые знают, на что важно обращать внимание и за чем следить в первую очередь. Вот и все. Понравилась статья? подписывайся на паблик, вступай в группу и прочие соц сети. На связи!