Как продюсеры обманывают артистов?

Заветной мечтой большинства начинающих музыкантов является подписание контракта с продюсерским центром. Многие не осознают всех нюансов этой хитросплетенной паутины музыкального бизнеса. Те артисты, которые покрутились хотя бы несколько лет во всей этой каше, считают, что контракт с продюсером – это добровольная сдача своего творческого Я в рабство. А существуют такие противоречия во мнениях исключительно потому, что у этой медали, как и у любой другой, есть две стороны. Сегодняшняя статья поможет молодым исполнителям научиться различать хорошие предложения от каверзных, и разбираться в их рентабельности. Начнем разбор полетов с классической формой «развода лоха» в музыкальном бизнесе.

Не удивляйтесь, но в шоу-бизнесе в нашей стране до сих пор девяностые. А это значит, что беззаботно живут лишь те, кто своевременно пригрел себе место под солнцем, а остальные представители этого рынка вертятся как куры на гриле. Абсолютно все продюсеры, продюсерские центры и музыкальные лейблы из состава российских мейджоров работают с артистами по одной и той же отработанной десятилетиями схеме. Со временем в эту всю рутину вносятся лишь косметические изменения, которые необходимы ввиду устаревания тех или иных ресурсов. Заключается такая система работы в тотальном уничтожении любых рисков со стороны продюсера. Найдя финансирование своему инвестиционному проекту, он заключает трехсторонне соглашение. Основная суть этого договора заключается в том, что продюсер  управляет как инвестициями, так и всей деятельностью артиста. При этом продюсер никому ничего не должен, зато инвестор и артист должны и самому продюсеру и друг другу в придачу больше, чем они должны родине. До недавнего времени музыкальный рынок был настолько монополизирован, что этот вид работы был единственным возможным способом артистам популярных жанров как-либо зарабатывать себе на хлеб на своем творчестве. К счастью, по состоянию на 2016й год, российский шоу-бизнес маленькими шагами начинает постепенно отходить от этих девяностых, и у нас уже через несколько лет тоже начнется двадцать первый век, и только поэтому появляется смысл изучать эту статью. Разберем более детально такой вид контракта.

Начнем, пожалуй, с заработка артиста. Во-первых, когда Вы видите известного певца или группу в классном прикиде, на мажорной тачке и с фотомоделями в обнимку, Вы автоматически начинаете думать, что «этот парень хорошо живет». Но не тут-то было! Не стоит забывать об образе музыкантов, модели поведения, да и вообще имидже исполнителей, за которым продюсеры следят в первую очередь. Все, что Вы можете увидеть на артисте или вокруг него – это, скорее всего, пыль в глаза аудитории, которая даже не принадлежит бедолаге. Ведь, скорее всего, он еще и активно отрабатывает все эти вещи, которые ему не принадлежат. И это уже – во-вторых! Каждую копейку, вложенную инвестором в музыканта, второй отрабатывает до цента. И я не случайно начал предыдущее предложение российской монетой, а закончил – заморской. Если Вы думаете, что звездам не должно быть сложно отрабатывать вложения в них, Вы глубоко заблуждаетесь, мой юный падаван. Ибо сейчас мы переходим к пункту «в-третьих» по разбору темы стандартных отечественных контрактов. В России почти все продюсеры выплачивают артисту лишь 10% от всего валового заработка с музыкального проекта. Вдумайтесь! Бедолаги пашут без отдыха и сна, записывают и переписывают песни, которые их уже раздражают, поют и пляшут без остановки и передышки, репетируют до состояния комы, изводят свои связки и нервные клетки, и все это за 10%. Многие продюсеры еще умудряются вообще лишать артистов какой-либо доли с продаж, оплачивая им какой-нибудь незначительный фикс за выступление. И тут не важно, был артист продан за 50 000 рублей или за 500 000 рублей, исполнитель получит 10 000 и до свидания. Давайте нарисуем гипотетическую ситуацию, основанную на том, что я видел внутри продюсерских центров. Допустим, артист Вася Пупкин оценивается в 150 000 рублей за выступление. Например, его концертный директор продает его в среднем 5 раз в месяц. При первом варианте ценообразования Вася зарабатывает 50 000 рублей в месяц, при втором 75 000 рублей в месяц. Итого, Вася пашет без выходных и погибает в работе ближайшие 8-10 лет за зарплату моего офисного менеджера. Вывод очень простой, лучше самостоятельно найти средства и зарабатывать как белый человек. А способы заработать независимому артисту в наше время, к счастью, появились. Поехали дальше.

Одной из крайне сильных, в наше время, точек монетизации музыкального проекта являются авторские отчисления, так называемые роялти. Только артисту с них ничего не капает, ибо ему ничего не принадлежит. Вообще, про авторские или какие-либо другие права при контрактном взаимодействии с продюсером можно забыть на весь срок работы. И на эту тему у меня есть очень познавательная история, которая наглядно покажет, как это может повлиять на результаты трудов артиста. Буквально в прошлом году ко мне пришла девочка с дрэдами, а также аудио и видео материалом. Ее образ был ярким и эффектным, а показанный продукт – сильным и конкурентоспособным. В обычных условиях ее можно было бы раскрутить очень быстро и начать зарабатывать за считанные месяцы. Когда мы уже были готовы начать полномасштабную работу, всплыл довольно неприятный факт. Оказалось, что ничего из представленной творческой работы ей не принадлежало. Поэтому мы банально не могли начать работу над ее продвижением, ведь, фактически, у нее не было никакого материала, ни песен, ни клипов. И это еще не самое страшное, ведь можно же начать работу над артистом с нуля. Но на этом повороте нас ожидал не просто еще один пинок под зад, а самый настоящий фаталити. Она не могла приступить к работе над новым продуктом, потому что она еще не отработала до конца старый. И это все, не смотря на то, что у нее уже истекли сроки всех обязательств перед продюсером к тому времени. А так как ее проект не был у продюсера в приоритете во время работы, никто нормально не занимался ни продвижением, ни продажами. В итоге этой девочке остается лишь устраиваться на постоянную работу, пахать на другого дядю, что бы отработать все финансовые договоренности с предыдущим дядей. И, возможно, через несколько лет она сможет заново начать свою творческую карьеру с нуля. Мораль сей басни такова: если у Вас нет никаких прав на свою собственную деятельность – у Вас вполне может ничего и не быть по истечению сроков работы. При этом Вы еще можете оказаться в больших долгах и с огромной долей сожаления о том, что когда-то вступили в ряды бойцов шоу-рынка. О дальнейшей карьере в ближайшее время, при таких раскладах, тоже можно забыть. Наверняка под конец действия Вашего контракта продюсер организует Вам какой-нибудь скандал или любую другую активность, которая впутает Вас в историю, из которой у Вас вряд ли будет возможность вылезти самостоятельно. Это может случиться, если Вы приносите хорошую прибыль продюсеру, и он хочет продлить Ваше добровольное рабство. Теперь обсудим эту тему вне контрактной работы.

Даже если Вы самостоятельно покрываете расходы на производство Вашего собственного творчества, хитрый дядя продюсер может захотеть откусить кусок пирога, забрав смежные, а порой даже все права на Ваш материал. Поверьте, умных аргументов в пользу такого поступка будет достаточно, что бы Вы купились на его уловки. Под такую раздачу попадает множество независимых артистов в нашей стране. Поэтому, рекомендую при заказе аранжировки или песни под ключ у продюсера или музыкальной организации, убедиться в том, что все исключительные права на весь созданный продукт будут принадлежать именно Вам. Если Вы хотите оставаться независимым исполнителем, но при этом работать с лейблом или продюсерским центром, убедитесь, что он соответствует всем необходимым критериям для полноценной творческой и профессиональной работы музыканта. В наше время можно нанять продюсера, который будет получать доход не в виде долевого участия, а в виде фиксированного или гибкого ежемесячного или ежеквартального гонорара. Это очень выгодно и рентабельно с точки зрения отдачи, внимания к Вашему проекту и, в том числе, собственных финансов. Но даже такие продюсеры могут преследовать побочные цели в работе с артистами. Убедитесь, что он в состоянии предоставить Вам репетиционную площадку, подобрать нужную команду для создания имиджа, привлечь к работе над проектом  квалифицированных специалистов по созданию музыкального материала и его продвижению. И, что самое главное, после всего этого – найти нужных людей для внедрения активных продаж Вашей шоу-программы. Если продюсер во время предварительных встреч умолчал хотя бы об одном из этих пунктов, уточните у него эту информацию. Если он мамой клянется и бьет себя в грудь о том, что той или иной деятельности (из перечисленных) «Вам совершенно не нужно, потому что это бесполезно», скорее всего, он просто Вас обманывает, дабы в дальнейшей не осложнять себе жизнь. В идеале – наличие у продюсера государственных связей, что бы в начале работы успешно внедрять концепцию Вашей шоу-программы на небольшие городские и районные мероприятия. Это крайне необходимо для отработки номеров и обкатки материала в условиях сценической подачи. Еще один важный момент при выборе продюсера, уточнить у него, как долго он работает со своей командой. Если он регулярно меняет свою команду, значит, скорее всего, по тем или иным причинам он не умеет срабатываться с людьми, что должно Вас насторожить. Узнайте, как долго он занимается своей деятельностью, и каких результатов ему удалось добиться за это время. Как только вопрос опыта и эффективности исчерпан, уточните о наличие необходимых связей в среде шоу-бизнеса. Если продюсер обещает Вам золотые горы сразу после подписания бумажек с огромным количеством мелкого шрифта в сносках – бегите от такого прочь, ведь, скорее всего, он – пустослов. Ибо даже у самых авторитетных представителей продюсерской среды не редко случаются провальные проекты, и они никогда никому не гарантируют стать звездами.

Это основные концептуальные элементы, которые Вам необходимо узнать, понять и вычислить перед началом работы с продюсером. Большинство других нюансов по всем этим темам будут детально раскрыты в будущих статьях. И, чтобы не пропустить их, вступайте в нашу группу в контакте, подписывайтесь на наш сайт и инстаграм, а так же прочие социальные сети. Будьте бдительны, обращайте внимание на мелочи, и будет Вам счастье. Всем успешных переговоров и до встречи!