Дикция Произношение звуков

Дикция- это ясное, отчетливое произношение; точность и отчетливость произношения фонеми морфем, слов и фраз, определяющих разборчивость речи.Хорошая дикция подразумевает под собой отсутствие шепелявости, гнусавости и заикания.

Дикция — это средство донесения текстового содержания произведений и одно из средств художественной выразительности музыкального образа. В понятие дикции входят: культура, орфоэпия и логика речи.

Культура речи качество речи, обеспечивающее эффективное достижение цели общения.Раздел языка, занимающийся изучением нормативного литературного произношения.

Орфоэпия-единообразное, присущее русскому литературному языку произношение, правильную речь. От греческого «orthos»- прямой, правильный и «epos»- речь. Орфоэпия включает в себя правила произношения безударных гласных , согласных ( твердых, мягких, глухих , звонких)

Певческая орфоэпия отличается от речевой тем, что в вокальной дикции слова ритмически и звуковысотно организованны. Гласные звуки необходимо фиксировать и удерживать на дыхании. В разговорной речи язык постоянно устремлен к верхнему небу, в пении необходимо , чтобы язык упирался в корни нижних резцов и действовал с нижней челюстью как единое целое.

Звукообразующие органы речи :язык, губы, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, задняя стенка зева и голосовые складки.

У голосовых связок, языка, губ , мягкого неба и нижней челюсти — активная роль. Пассивную роль выполняют : зубы, твердое небо, задняя стенка зеваи верхняя челюсть.

Правила орфоэпии:

— Согласные оканчивающие слог в середине слова переносятся к следующему слогу, пропиваются вместе с ним.

-При кантиленном пении согласные оканчивающие слово переносятся к началу следующего слова.

-Есть группа слов, при произношении которых выпадают отдельные слоги, которые не пропиваются (праздник- празник).

-В некоторых словах одни согласные заменяются другими согласными (звонкие на глухие и наоборот( счастье-щастье).

-В конце слов согласные слегка утрируются  ( произносятся более четко).

-Безударные гласные смягчаются ( стушевываются).

 

Согласные звуки формируются на кончике языка. Когда певец произносит текст не твердым кончиком языка, а всем языком, включая его наиболее утолщенную часть — корень, при этом возникает грубый звук с глоточным призвуком; опора звука снимается с диафрагмы и происходит зажим, звук резонирует в расширенной глотке, формируется , что плохо сказывается на артикуляции. Вялое произношение звуков порождает интонационную фальш.

Логика речи.

Необходимо выделить главные несущие основную нагрузку ударные слова в тексте. Гласные , на которые падают ударения , произносятся чуть длиннее  других и открываются нижней челюстью. Нижняя челюсть при этом открывается вниз и выдвигается чуть вперед. Этот прием помогает донести смысл каждой фразы.