Что продюсер делает с артистом в первую очередь?

Рядовой слушатель регулярно видит появление новых звезд на телеэкране. Одна часть этой публики с восторгом принимает нового кумира в свой внутренний мир, другая часть охваченной аудитории всячески критикует новый продукт различными аргументами и субъективными мнениями. В последствие одни могут переметнуться к другим, ведь мы все прекрасно знаем о том, как песни могут заедать в голове или начать нравиться после определенного количества прослушиваний. Одно важно понять наверняка, когда выходит премьерный релиз крупного продюсерского проекта, ни одна собака из массового охвата не остается равнодушной по отношению к нему. Сейчас я расскажу, как это делается, по каким причинам так происходит, и что необходимо сделать независимому артисту для достижения таких же результатов.

При предварительном прослушивании различных артистов, у продюсера в голове обычно сидит одна из двух или иногда обе хитрые идеи. Первая заключается в поиске уникального таланта с эксклюзивными данными, который может стать продуктом новой ниши — что является основной мечтой любого образованного предпринимателя. Вторая мечта продюсера — найти артиста, который на 100% соответствует выбранному формату для его нового проекта. Выбрав наиболее подходящих кандидатов на роль своих юных падаванов, мастера начинают их безжалостно тестировать на стойкость и активно пробовать в бою. Помимо этого с такими артистами часто ведутся различные беседы, смысл которых понятен далеко не всем исполнителям, но именно таким образом подбирается соответствие того или иного образа для дальнейшего внедрения в имидж. Многие независимые артисты игнорируют вопрос о создании своего индивидуального имиджа и образа, поэтому они никогда не становятся известными. Главное понимать, что фраза «это мой индивидуальный стиль» из уст хипстера не имеет никакого веса в профессиональных кругах. Не просто так менеджеры западных исполнителей тратят огромные состояния на найм дизайнеров, кутюрье и прочих специалистов, обычно нетрадиционной ориентации, с целью создания эксклюзивного лука. В России хоть этому уделяется и меньше внимания, чем заграницей, но даже тут без этого процесса не обошелся еще ни один успешный музыкальный проект в истории шоу-бизнеса за последнюю сотню лет. Думаю, аргументов в пользу необходимости создания и работы в данном ключе должно быть достаточно, поэтому перейдем к небольшому разбору данного направления в нашей сфере.

Первично все начинается с модели поведения артиста. Эту тонкую нить всегда рекомендуется выстраивать из того, кем исполнитель является на самом деле, дабы не случилось никаких казусов и неловких ситуаций в процессе работы. Иначе, многим продюсерам приходится переписывать и переигрывать данный регламент для своих артистов, что негативно отражается на восприятии аудиторией старого продукта. Иногда из-за этого приходится переделывать целый альбом, на который было потрачено год времени, несколько миллионов денег и человеческий ресурс, не говоря уже об эмоциях, переживаниях, творческом кризисе и прочей душевной ерунде. Поэтому, если девочка не умеет затыкаться, пусть она остается болтушкой и для публики, а если парень быстро выходит из себя и крушит все вокруг как Халк, делайте из него скандальный и неадекватный образ безумца. Если у Вас коллектив, будьте добры соответствовать командному стилю. Конечно, у нас не 80е годы XX века, и острой необходимости одет свою группу в одно и то же не существует, но обратиться к разбирающемуся модельеру все равно стоит. Уникальному в чем угодно артисту важно придумать соответствующий фриковый элемент в образе. Вообще, раз уж на то пошло, небольшая фриковость в разумных пределах всегда привлекала внимание простых смертных, ведь им нужно боготворить кого-то. Обязательно необходимо определить артисту его позицию или отсутствие позиции по отношению к важнейшим для общества и СМИ жизненным позициям, например, таким как политические взгляды, мировоззрение, источники вдохновения и прочая важная чепуха. Как только модель поведения расписана на бумаге и утверждена, следует научить артиста правильно подавать себя на камеру и на публику. Вернее, это нужно делать параллельно выработке модели поведения, но из-за большего объема работы и необходимости в занятиях, это занимает больше времени соответственно. Тут, в большинстве случаев, на помощь приходят модельные школы и педагоги, которые разбираются в вопросах эффектных взглядов, сногсшибательных походок и прочего красивого ужаса индустрии. Допустим, Ваше детище научилось ходить и говорить, а так же играть по Вашим правилам, что делать дальше? Перед тем, как выпустить его на улицу, ребенка нужно причесать и одеть так, что бы он не простудился и выглядел круто, что бы на него обращали внимание и у него было достаточно игрушек в песочнице, в которой он будет ковыряться ближайшие несколько лет. И тут на помощь приходят супергерои из сферы моды. После всех этих мучений и издевательств артист готов к выпуску, осталось только сделать, что выпускать. Именно об этом мы сейчас и поговорим.

Крупные продюсерские центры или отдельные продюсеры изначально делают ставку на какую-нибудь выбранную песню и вкладывают в нее миллиарды триллионов денег для максимального охвата массовой аудитории. Но все ли так просто? Если взглянуть на этот вопрос изнутри, то не совсем. Ориентироваться в этом вопросе всегда рекомендуется в сравнении с профессионалами своего дела, но даже у них подобные запуски проходят совершенно по-разному. Из успешного примера можно выделить, например, последний дебютный проект Константина Меладзе — мужской вокальный коллектив MBand. Просто покажите этих ребят любому дизайнеру, модельеру, стилисту, актеру или прочему представителю рынка имиджа и образа, и Вы удивитесь, на сколько это продуманный и грамотно сделанный продукт. Да, это не просто несколько смазливых хипстеров, умеющих синхронно петь и кривляться. С конца 2014го года на сегодняшний день было выпущено 4 сингла группы, а самый первый из них, «Она вернется» — оказался одним из самых успешных релизов 2015 года с точки зрения ротируемости продукта. Константин Меладзе изначально услышал коммерческий потенциал данной песни и сделал на нее ставку, воспользовавшись дополнительными имеющимися в наличие хитростями. Сингл был выпушен в конце ноября 2014го года, презентована песня была на финале шоу «Хочу к Меладзе» в декабре, а уже с 9 декабря видео-клип ротировался на всех музыкальных телеканалах стран СНГ. Презентация релиза на авторском рейтинговом телешоу дало огромный буст посевной составляющей проекта и его первого релиза так, что за 5 месяцев видео набрало более 10млн. просмотров на YouTube. На протяжении двух недель сингл удерживал первую позицию хит-парада «Золотой громофон». Затем, в день всех влюбленных коллектив выступил на масштабном фестивале Love Radio — Big Love Show 2015, что дало дополнительный толчок в продвижение группы. Именно после этого выступления появился первый активный спрос на MBand и у них появились первые заказы. Не долго думая, в марте 2015, Меладзе с ребятами выпускают второй сингл — «Дай мне». В конце марта проект берет победу в номинации «Российский музыкальный прорыв года» премии Kid’s Choice Awards 2015. Далее, в мае, победа в номинации «Реальный приход» премии RuTv, а потом «Любимый артист года» по версии Woman.ru, и получает еще несколько номинаций, в том числе «Прорыв года» по версии МузТв. В конце мая на Love Radio состоялась премьера сингла «Посмотри на меня», и уже через неделю коллектив взял очередную победу на премии Fashion People Awards-2015 в номинации «Открытие года». Далее внедряется инфоповод в виде реалити-шоу «Один день с MBand», ориентированный на увеличении конверсии по лояльности целевой аудитории, инфоподдержкой занимается телеканал «СТС Love». В конце июня выходит клип «Посмотри на меня» с участием Константина Меладзе и Нюши в качестве актеров. Помимо этого продюсер регулярно предпринимает попытки создания новых инфоповодов и прочей активности, с целью популяризации каждого релиза, но во всей этой истории есть один огромнейший камень преткновения. Вне зависимости от масштабов презентаций каждой премьеры, еще ни один релиз коллектива был на столько же успешен, как их первый сингл. На каждый релиз делаются огромные ставки, и данным проектом выпускается исключительно коммерчески мощный продукт, но реальным хитом пока стала только одна песня группы. Именно в таком хите и заключается истинный успех любого музыкального проекта.

Теперь рассмотрим похожие, но, при этом, противоположные ситуации в мире музыкального шоу-бизнеса. Коллектив «Время и Стекло» безуспешно выпускал свои релизы с 2010го года. И даже если смотреть их клипы 4-5 летней давности, Вы удивитесь, на сколько продуманными и четко слепленными были образы и имидж этой группы — это была молодая дерзкая молодежь, на которую была целевая направленность группы. Потому что это первое, что продюсер делает с артистом. Но на момент создания продюсер немного опередил свое время, поэтому старт проекта был слегка безуспешным. Заказы были, деньги отбивались, но реального выстрела не происходило на протяжении девяти релизов, на которые  продюсер Алексей Потапенко делал колоссальные ставки, вкладывая огромные суммы денег. В клип «Имя 505» он решил много не вкладывать, ибо все предыдущие попытки за последние 5 лет окупались не очень хорошо, и было принято решение немного покреативить взамен дорогостоящим «сэтам и синам». Да и ставки большой на эту песню не делали, потому что она не имела абсолютно никакого смысла, просто звучала хорошо и нужно было уже что-то еще выпускать, что бы совсем не терять актуальность. Клип стал одним из самых популярных в YouTube по странам СНГ, и песня стала одним из самых ярких хитов 2015го года. Похожая история произошла с группой «Серебро» Максима Фадеева. Образ — слегка развратные взрослые девушки, воплощение всех мужских первобытных желаний. Сама Серябкина, кстати, несколько лет была бэк-вокалисткой певца Иракли, а группа Серебро начала свое формирование еще с 2005го года финалисткой Фабрики Звезд — Еленой Темниковой. Сингл «Song#1» был выпущен в 2007 году и презентован на Евровидение-2007. В те времена Россия еще выполняла условия Евровидения и отправляла туда неизвестных артистов, как положено правилами конкурса. Именно так состоялось первое публичное выступление этого трио, но стало ли оно успешным? Они заняли 3 место, о группе заговорили, и после этого было выпущего еще 6 релизов, прежде, чем была выпущена «Мама Люба» в 2011м году. Релиз, на который аналогично предыдущему примеру не делалось ставок, да и снят был этот клип вообще без бюджета, в машине, на селфи-камеру. Затем Фадеев снова выпускает им синглы, на которые делает ставки, но безуспешно вплоть до 2013го года. А теперь рассмотрим другую сторону медали на других примерах.

Совсем недавно Игорь Матвиенко выпустил первый сингл группы Лови… безуспешно. Можно даже сказать — провально! Значит ли это, что у группы нет шансов? Совсем нет, просто им нужно больше релизов, ведь их образ вполне себе проработан, правда, как по мне, слишком уж слизан с моего первого примера из этой статьи — группы Mband. И продукт слабенький, но уверен, что это вопрос времени. Мораль сей басни проста как мир — нужно выпускать больше хороших релизов, и будет Вам счастье. Именно так справляется молодежный музыкальный лэйбл Black Star Inc. Они просто выпускают релиз за релизом без тормозов. Они считают, что лучше выпускать больше материала среднего уровня, чем изредка выпускать высокопотенциальный продукт. И в какой-то степени они правы, ведь за последние годы подобной стратегии продажи их артистов увеличились в многократном объеме. Более того, они нацелены забрать больше артистов различных жанров себе в лапы, что бы понемногу откусывать долю российского рынка. Скорее всего, такими темпами, они сдуются в течение пары лет от перенасыщения среднесортного продукта, но загадывать пока нельзя, ведь Black Star регулярно бывает замечен в смене маркетинговой стратегии в зависимости от тенденций рынка и состояния рыночной экономики в целом. Кстати, я заметил, что свой уникальный имидж и образ получает абсолютно каждый их артист.

Подводя итоги просто напомню несколько вещей. Во-первых, хорошо продумайте имидж и образ своих артистов. Во-вторых, выпускайте синглы пока не выстрелит хит. И самое важное, подписывайтесь на паблик, вступайте в группу и т.д. Вот и весь секрет.