Атака звука понятие "вокальная маска"

Атака звука

Атака звука в пении — это начало фонации или начало звучания чистых гласных.Это посыл дыхания в момент начала звука. Дыхание посылается узкой струей в высокую позицию ( к корням верхних зубов). По мнению физиологов , атака звука — это момент, когда дыхательная щель переходит от дыхательного положения к голосовому, момент смыкания голосовых связок.

Различают три типа атаки звука: твердую, мягкую и придыхательную.

— Твердая атака — перед началом звука голосовые связки смыкаются полностью, а затем звук с силой прорывается под напором воздушной струи. Твердая атака звука чаще всего используется как художественный прием, для усиления выразительности, развития музыкальной мысли( в кульминационных моментах).

— Мягкая атака — голосовые связки смыкаются , сближаясь неплотно, не толчком, в самый последний момент перед началом звука, смыкание происходит плавно. Это наиболее желательная атака звука, благотворно влияющая на связки,; она дает округлое, мягкое звучание.

— Придыхательная атака звука — неполное смыкание связок, перед звуком проходит незначительная утечка воздуха , т.е. звук начинается с воздуха ( можно изначательно использовать согласную «х»).

Использование всех трех атак в пении дает большее количество выразительных средств, украшает исполнение. Атака звука , организуя работу голосовых складок в момент начала звука, определяет последующее звучание. Меняя способ атаки звука, мы влияем на характер работы голосовых складок.

 

понятие «вокальная маска»

пение с полным использованием верхних резонаторов( головных), пение в высокой звуковой позиции ( звук формируется сверху) — верхняя опора звука, а дыхание -нижняя опора звука.

Во время пения «в маску»ощущается вибрация в области лица ( лицевой кости).Для того, чтобы вибрация в резонаторах былачистой, звонкой, насыщенной и одновременно «объемной» необходимы : правильная опора дыхания, свободная гортань, свобода в голосовых связках и отсутствие форсированной подачи воздуха.

Ввит :»Вся суть постановки голоса заключается в умении направлять звук в «маску» и удерживать его, уперев у корня верхних резцов».

Французский ученый Р. Юссон установил, что между тройничным лицевым нервом ( район носовой полости и придаточных пазух) и голосовыми мышцами существует рефлекторная связь. Этот правильный посыл голоса ( воздушной струи) раздражает окончания лицевого нерва, разветвляющегося на небном своде , что повышает тонус голосовых мышц и усиливает яркость, звонкость, полетность и тембровую красоту голоса.

Чувство головного резонатора чаще всего ощущается как «чувство вибрации в переносице».