Артикуляция Фонетика

«Хорошо сказанное слово- уже пение? а хорошо спетая фраза- уже речь.»

К.С.Станиславский

Слово, обращенное к аудитории должно быть четким, ясным, выразительным и эмоциональным. Для этого необходимы : правильная артикуляция,четкая дикция,умение донести смысл каждой фразы ( логика речи),знание основ орфоэпии и культуры речи.То есть важно «что»человек говорит и «как» он это делает.За технические характеристики  звука отвечают артикуляция и дикция.

Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата.

Артикуляционный аппарат_ это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи. Органы, входящие в его состав — артикуляционные органы. Артикуляция- это работа артикуляционных органов, необходимая для произношения звуков речи.

Произошло слово артикуляция от латинского «articulatio»- «членораздельно произношу».

Артикуляционный аппарат состоит из ротовой полости ( щеки, губы, язык, челюсти, мягкое небо), глотки и гортани.

Ротовая полость — это подвижный резонатор, от правильной работы которого зависит качество звука. Одно из условий артикуляционного аппарата- активная естественность и активная свобода. Это условие достигается снятие зажимов и стимуляцией четкой работы различных мышц и органов. Для этого необходимо выполнение специальных упражнений и работа перед зеркалом.

Когда мы говорим, мы не задумываемся о том, какие мышцы работают, это происходит подсознательно, рефлекторно. Задача вокалиста довести процесс пения до такого же состояния, т.е. закрепить технические навыки до автоматизма.

Речь обеспечивается одними группами мышц и иннервируется речевыми центрами мозга, при пении участвует большее колличество мышц и иннервация обеспечивается своими мозговыми центрами. Этот факт доказывается известным эффектом: заики не заикаются в процессе пения.Так же голосообразование при пении отличается от

речевого голосообразования диапозоном, силой, тембром (окраской голоса). В обычной речи согласные и гласные звуки имеют почти ровное по времени произношение, речевая дикция зависит от четкости произношения согласных звуков.

В речи гласные звуки произносятся путем работы внешней артикуляции- работа губ и ротоглотки. В пении гласные формируются внешней и внутренней артикуляцией. Звук происходит на поднятом мягком небе ( полузевке) и выводится при помощи губ и нижней челюсти. Активируется общая работа артикуляционного аппарата.

Во время пения мягкое небо поднимается, образуя полузевок; корень языка, в зависимости от типа звукоизвлечения и манеры исполнения, опускается вниз, расширяя тем самым глотку, либо немного приподнимается ( в ротовой полости образуется дуга), позволяя звуку резонировать «в маске».

При этом язык не напрягается, он двигается четко и свободно. У начинающих исполнителей часто мягкое бывает вялым , вследствие чего опускаясь, придает звуку «гнусавость». Гнусавость возникает от вялости глоточной( внутренней) артикуляции. Улучшится работа артикуляции — исчезнет гнусавость. Небо поднимаясьь, дает объемность гласным звукам.

Нижняя челюсть находится в расслабленном активном состоянии. На широких гласных ( а, о, э)( ударных)она открывается вниз и слегка выдвигается вперед, придавая звуку близость, мягкость, полезность. Уголки губ при пении слегка приподняты вверх в форме полуулыбки. Это придает голосу звонкость, точность интонирования, а так же звук становится пластичным и управляемым.

Гласные звуки- это вокальная передача мелодии, а согласные- это подражание ударным инструментам, они создают ритм музыкального произведения. Согласные звуки в пении произносятся ясно, четко и ритмично.

Правильная работа всех органов артикуляции осуществляется путем различных упражнений.