Анализ музыкального рынка сентябрь 2016

За последние два года вся российская музыкальная индустрия претерпела колоссальные изменения в своей структуре в целом, а также во всех ее мелких нюансах. Не все успели перейти в новый режим работы и приспособиться к новым рыночным условиям. Еще больше людей оказались не способны своевременно принять и понять все новые методики, техники и прочие составляющие данного бизнеса. Эта статья создана с целью помочь понять такие изменения, принять их и научить представителей «кругов» работать в современных условиях. Начнем по порядку.

Развивался себе музыкальный бизнес в России и никому не мешал. Рос, выполнял планы, развивался, все как полагается. Спрос к началу сезона 2014-2015 был на него невероятно высокий, ничто не предвещало беды. И тут, откуда ни возьмись, на экономическом отечественном поприще возник «черный вторник». Эдакое возвращение злодея случилось, как в сиквеле. Произошло обвальное падение рубля по отношению к доллару США и евро 16 декабря 2014 года. Центробанк за день каким-то непонятным образом повысил ставку рефинансирования на 7%, а рекордной отметкой стал показатель в 80 рублей за доллар и 98 рублей за евро. Капитализация рынка акций всей Российской Федерации упала на отметку ниже, чем одна треть компании Microsoft. Банкиры, инвесторы, финансисты и прочие экономисты хватались за голову и рвали на себе волосы, а скромные деятели шоу-бизнеса пока еще ни о чем не подозревали. Дело все в том, что эти ребята редко открывают википедию, в которой черным по белому написано, что музыкальный бизнес — это часть экономики России. Но музыканты — люди творческие, им не до всей этой ерунды. Соответственно, почти никто никаких действий по этому поводу не предпринял. Первая волна подгадила дилерам импортных продуктов и всем, кто за счет них существовал, двигаться в своем обычном ритме, ибо импорт стал почти втрое дороже. Учитывая, что наша страна жить без импортных товаров не умеет, очень много всяких бизнесов потерпело крах. Закрылось множество мелких и средних компаний, обанкротились даже крупные. Центробанк, с целью поддержания монополии, позакрывал кучу мелких банков, которые выдавали кредиты мелким предпринимателям. В итоге бюджеты у абсолютно каждой компании в стране сократились в разы, и простых смертных начали увольнять со своих рабочих мест с целью экономии. Вы спросите, как это все относится к миру музыки? Элементарно, Ватсон! Бюджеты на корпоративные мероприятия снизились с такой же интенсивностью, а это у нас являлось самым высоким заработком всех крупных продюсеров. Например, продюсерский центр Матвиенко, который собирался выпустить в начале 2015 года три новых музыкальных проекта, выпустил всего один (гр. Моя Мишель), потому что на другие два (несмотря на то, что с ними уже был подписан контракт) просто напросто не хватало денег. В итоге в середине 2016го года он выпустил второй проект — группу «Лови». А простая девочка Таис Логвиненко уже два года находится в ожидании каких-либо действий со стороны своего продюсерского центра, продолжая брынчать на гитаре для Ютуба. Именно так с российского музыкального рынка исчезло огромное количество артистов, не имеющих государственных или мэйджорных подвязок. А, не имея устойчивого положения и регулярного посева, о них очень быстро забыли. Таким образом, музыкальный рынок обновил свой бизнес цикл.

Правильный антикризисный ход с точки зрения маркетинга в этот период сделал музыкальный лейбл Black Star. Помимо того, что Тимати получил статус заслуженного артиста Чеченской Республики (о важности такого статуса я обязательно расскажу чуть позже), их продюсерский центр начал с неприличной регулярностью выпускать новый материал. Ежемесячно выходили релизы не менее 2-3 новых синглов и клипов в добавок. Таким образом, сильно проиграв финансово в начале кризиса, им удалось взять мощную планку статуса и спроса задолго до его окончания. И не смотря на то, что почти целый год компания шла в убыток, за счет этих действий им удалось занять одну из лидирующих позиций на рынке уже к концу 2015 года. Это элементарный маркетинговый антикризисный ход, и черные звезды сумели вовремя подсуетиться. Давайте подрезюмируем все, что я описал выше в этом абзаце. Во-первых, заглавный артист лэйбла получает статус заслуженника, то есть открывает себе двери на «высокую эстраду». Помимо этого он налаживает дружеские отношения с Рамзаном Кадыровым, а имея государственную поддержку, становится одним из наиболее сильных игроков на рынке. Затем он вкладывает много средств в активное производство нового продукта своего лэйбла. В данном контексте под продуктом я подразумеваю материал его артистов. Выпускают они до сих пор много, очень много! И будут это делать, пока имеется такая актуальность. Как только их компания столкнется с перенасыщенностью, я уверен, их маркетинговый отдел найдет иной антикризисный способ ведения дел. С точки зрения ценообразования, большинство артистов лэйбла Black Star (имеется ввиду гонорар за их выступления) стоят очень дешево, по сравнению с многочисленными артистами эстрады. Уровень гонорара, сравнимый с ценами на эстрадных звезд, на этом лэйбле есть только у Тимати. То есть, первый неформатный, и даже субкультурный лэйбл, получивший уровень и рейтинги эстрадного, продолжает брать дэмпингом. При этом, в отличие от любого другого крупного продюсерского центра, они практикуют метод активных, холодных и прямых продаж артистов так, как это делают независимые команды артистов. Если они еще начнут участвовать в тендерах, они могут смело брать одну из пяти топовых позиций на рынке. Но, мне кажется, этот ход они припасли именно к моменту перенасыщения, о котором я говорил ранее. С государственными тендерами у них проблем не будет никаких, ибо они хорошенько влезли в государственные структуры. Без этого сейчас никак! Едем дальше.

29 августа 2016 года Игорь Игоревич Матвиенко был назначен президентом Российского Авторского Общества, предыдущего директора которого засудили за нехорошие дела. Как это случилось и чем это нам грозит? Уже довольно давно наше законодательство пытается помочь владельцем различных авторских прав защищать свои права и зарабатывать на этом денег. Конечно же, наше государство больше заинтересовано в налогах с этого вида заработка, но сам факт — оно в этом заинтересовано, ибо ранее его не существовало в принципе. Наконец-то мы, простые смертные, смогли убедить правительство в том, что рынок права — это очень конкурентоспособный и финансово мощный рынок. Много законов разных выходило, гуляли эти законы туда-сюда, и нашли наконец дом родной. Но только вот злой дядя «бывший-директор-рао» никак не давал простому люду знать и молвить лишнего. Разные крупнейшие игроки рынка придумывали кучу разных схем, говорили много умных слов и творили прочий подобный беспредел. В нынешней ситуации «сверху» посчитали, что Матвиенко наиболее порядочный в этом вопросе, ибо он всегда боролся с разными несправедливостями в этой сфере, и я тут полностью поддерживаю такое решение. Игорь Матвиенко — наиболее достойный кандидат на эту должность и один из немногих, кто сможет нести всю ответственность за эти вопросы. Это мое личное мнение, и только время сможет его подтвердить. Возвращаясь к теме государственных подвязок, обращу внимание на следующие моменты: в 2002м году он был продюсером и руководителем проекта «Фабрика Звезд» на первом канале. Это был первый шаг в сторону налаживания дружественных отношений с правительством. Такими шагами он дошагал до 6 феврала 2012 года, когда он стал официально зарегистрирован как доверенное лицо Президента Российской Федерации, Владимира Путина. И теперь ему уже не составило труда взять тендер на музыкальный продакшн открытия и закрытия Зимних Олимпийских игр в Сочи. Надеюсь, при его правлении в РАО, законы об авторском праве смогут перейти из работы законодательной власти в работу исполнительной власти, которой мне и хочется считать Игоря Игоревича. Теперь расскажу еще немного о важности работы с государственными структурами на различных примерах.

Пример номер раз — Максим Фадеев. Первые шаги сделал в обычном Доме Культуры, в составе коллектива «Конвой». ДК давал ему возможность выступать на городских площадках, давал ему концерты в деревнях и на дискотеках. Именно так начался профессиональный творческий путь Фадеева, который дал ему много знакомств в «кругах» и познакомил его со всеми проектами, которые сделали его знаменитым. Уже к началу 2000х годов он дошел Первого Канала, а к 2007му году отправил свой проект (гр. Серебро) на Евровидение. А теперь информация для общего понимания того, откуда ноги растут, папа Фадеева — Александр, заслуженный деятель искусств. Мать — Светлана, известная исполнительница русских и цыганских песен и романсов. Дед — Тимофей, советский поэт, заслуженный работник культуры РСФСР. Должно быть все понятно. Теперь, пример номер два — братья Меладзе. Оба грузина, как и все остальные в этом списке, имеют различные государственные звания. Один — заслуженный деятель искусств, второй — заслуженный артист РФ, народный артист Чечни, член правления Международного союза деятелей эстрадного искусства, и все это еще далеко не все. Кстати, мало кто знает, что их сестра, Лиана, является директором их продюсерского центра — Velvet Music. Грузины, они такие, двигают своих и помогают своей семье, в отличие от русского народа. Константин Меладзе, например, на столько хорошо засел в государственные структуры Украины, что сбив насмерть женщину в 2012м году, даже не лишился водительских прав. Его брат, Валерий, в 1996 году собрал Олимпийский, а у нас в стране никто не собирает Олимпийский без государственной крыши. Просто для дополнительной информации, всего у Валерия Меладзе 29 общественных наград, без учета государственных. Еще стоит обратить внимание как аккуратно, медленно, но верно, мы возвращаемся в «совок». Под совком я подразумеваю советскую тоталитарную и монополизированную систему. У Игоря Крутого своя сеть радиостанций, на которую он пускает лишь ему угодных. Газпром завладел третьей по популярности группой радиостанций. Лидерами радио рынка является Русская Медиа Группа — это и есть наше государство. Вторую строчку занимает Европейская Медиа Группа — владельцы мировых мэйджоров, которым приходится приспосабливаться к условиям нашего рынка в нашей стране. Теперь перестанем о грустном.

Мировой музыкальный бизнес растет как снежный ком с бесконечной скалы. Появляются новые бизнес-модели для монетизации, происходит рост привлекательности цифровой музыки, как со стороны потребителей, так и со стороны игроков, которые заинтересованы в увеличении своей публики. Цифровая музыка является одним из ключевых источников выручки мировой музыкальной индустрии, которая и по сей день продолжает расти. Нововведения в нашем законодательстве дают реальные возможности этой деятельности на территории нашей страны. Наравне с цифровыми магазинами, огромную популярность приобретают стриминговые сервисы. Новые игроки на рынке, включая Beats Music, либо уже внедрили модель подписки на музыкальные сервисы, либо анонсировали внедрение сервисов подписки. Цифровая музыка составляет около 39% от общей выручки музыкальной индустрии, более того в трех из Топ-10 рынков цифровые каналы генерируют наибольшую выручку. Рост выручки объясняется популярностью рекламных сервисов, а также стабильным доходом, который приносят загрузки музыки на большинстве рынков. Основными двигателями сего процесса являются: борьба с пиратским контентом, переход на прослушивание музыки с мобильных устройств и увеличение аудитории, готовой платить за контент (в особенности пользователи iOS). Не смотря на то, что в 2014м году у нас был кризис с «черным вторником», на сегодняшний день показатель цифровых продаж на iTunes в 2.5 раза выше, чем в 2013м году.

Теперь подрезюмируем все, написанное выше. Кризис обновил рынок, убрал лишних игроков и дал возможность молодым новым талантам показать себя. Ближайшие пару лет такая возможность есть у многих талантливых артистов, если верить законам бизнеса, в особенности циклам спроса и насыщения. Что бы реализовать свои творческие планы, рекомендую выпускать много материала в ближайшие пару лет, а так же обзавестись друзьями с налаженными государственными подвязками. Стоит обратить внимание на заработок с авторского права, в частности на цифровую дистрибьюцию контента. И, самое главное, крайне важно подписаться на паблик/сайт, вступить в группу и прочие соц сети и будет Вам счастье. До скорого.